Текст Соглашения об ассоциации с ЕС сложный, но рациональный и несет много позитива для ритейлеров. В положениях соглашения о торговле на внутреннем рынке рассматриваются вопросы сертификации, рыночного надзора, защиты прав потребителей. По этим пунктам мы договорились об упрощении торговли с ЕС путем адаптации нашего законодательства к европейским условиям. Что это нам дает? Достаточно много.
Уже сейчас Украина осуществляет немало проевропейских реформ. Но, несмотря на это, сегодня мы слышим от ритейлеров немало нареканий на неэффективность и коррупционность рыночного надзора. В соглашении же жестко оговаривается, что европейские реформы должны исключить злоупотребления. Европейская комиссия (ЕК) через механизмы мониторинга станет неким менеджер-консалтером для правительства и одновременно его контролером. Увеличение роли Еврокомиссии несет позитив для ритейлеров – появится дополнительный контролер над контролером. Тот же эффект мы надеемся получить в сфере защиты конкуренции. Соглашение об ассоциации достаточно четко регламентирует, что применение норм должно следовать европейской практике: быть прозрачным и прогнозируемым. Также в соглашении регулируется и вопрос развития сетей. Самый важный вопрос соглашения – отмена импортных пошлин. Украина взяла на себя обязательство либерализировать ставки на разные группы товаров из ЕС в течение 3, 5, реже 7 лет. За этот период пошлины планируется постепенно уменьшать.
Второй актуальный вопрос – правила таможенного оформления. В соглашении есть достаточно амбициозный раздел, в котором четко прописаны функции таможни при оформлении импортных товаров. Сегодня у импортеров достаточно часто возникают проблемы из-за того, что таможенная оценка осуществляется не по цене договора, а по каким-то иным показателям, обычно увеличивающим стоимость товара. В соглашении четко прописано, что именно цена договора должна быть базовым и наиболее часто применимым методом оценки. Также оговорено несколько других критериев упрощения таможенного оформления продукции. Например, дополнительные упрощения для добросовестных импортеров, возможность решить спор о цене товара и других финансовых вопросах после прохождения товаром таможни. Конечно, вступление в ЕС несет и определенные риски. Главная угроза для отечественного ритейла – давление со стороны глобальных сетей. В данном случае единственным эффективным инструментом влияния в данной сфере в ЕС остается законодательство о защите экономической конкуренции. Особенно его положение о запрете злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Этот инструмент присутствует и в отечественном законодательстве. Именно он должен стать гарантом того, что глобальные сети не будут выживать местных игроков с рынка. (FGR-Byajhv/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)