Производители мясных консервов в Украине обеспечивают в основном внутренний рынок. Особенно это характерно для последнего времени, так как были потеряны значительные объемы сбыта в России и уменьшился импорт из-за падения покупательной способности населения. Объем же внутреннего рынка сокращался 3 года подряд – с 2014 по 2016 гг., в результате снизившись на 65,4%. Главным негативным фактором стало увеличение себестоимости производства из-за роста цен на мясо. В результате украинцы, уровень доходов которых резко упал во время кризиса, стали покупать меньше тушенки и паштетов, а если и покупали, то старались выбирать продукцию дешевле. Об этом сообщают эксперты Pro-Consulting.
Только в 2017 году объем рынка консервов из мяса стал восстанавливаться вслед за стабилизацией экономической ситуации в стране. Тушенка и паштеты начали активно покупаться как населением, так и государством для обеспечения армейских нужд. Подросли объемы как импортных, так и экспортных поставок, что говорит об увеличении интереса украинцев к более дорогим консервам из-за границы и нахождении экспортерами новых рынков сбыта.
Украинские мясные консервы в большинстве своем изготавливаются из субпродуктов разного вида. Доля такой продукции составляет 79,1% от всего объема производства. Так как практически все производимые в Украине мясные консервы потребляются внутри страны, объем их выпуска является своеобразным индикатором благополучия населения. В 2014 году, после начала острой фазы кризиса, потребители постепенно отказывались от консервов, отдавая предпочтение более дешевым колбасным изделиям. Производители в этот период были вынуждены сокращать объемы выпуска тушенки и паштетов или переходить на более дешевые и менее качественные их виды.
Переломить негативную тенденцию стало возможно только в прошлом году, когда наши соотечественники почувствовали некоторое улучшение своего экономического положения. Производство мясных консервов в этот период возросло на 16,4% по сравнению с 2016-м, но все еще более чем в 2 раза уступало показателю 2013 года.
Качество и вкусовые характеристики сегодня являются более приоритетными критериями, нежели цена. Потребители также обращают внимание на дату изготовления и срок годности; наличие и состав добавок; происхождение, популярность и репутацию производителя; вид и надежность упаковки. Не секрет, что многие потенциальные покупатели предпочитают готовить тушенку самостоятельно или употреблять блюда из свежего мяса, считая такой способ питания более здоровым.
Дальнейшее развитие рынка мясных консервов и паштетов будет идти синхронно с трендом увеличения благосостояния украинцев. Более богатые покупатели будут выбирать продукцию с более высокими качественными характеристиками и на это необходимо обратить внимание производителям. Возрастет спрос на дорогие импортные консервы, доля которых на рынке может увеличиться. Остается актуальным вопрос расширения экспортных поставок этой продукции. (Pro-Consulting/Пищепром Украины)