Считается, что в среднем европеец съедает за год около 6 кг шоколада. В Украине этот показатель существенно ниже – всего 1,2-1,3 кг. Но небольшой объем потребления вовсе не говорит о невысокой популярности сладостей у украинцев.
Главная причина невысокого спроса – низкая платежеспособность населения. Резкое падение доходов в 2014-2015 годах заставило украинцев пересмотреть свое меню, существенно снизив в нем долю кондитерских изделий. И что печальнее всего, по некоторым позициям спад сохраняется до сих пор.
За несколько лет рынок кондитерских изделий преобразился до неузнаваемости. Экономический кризис резко снизил объемы потребления сладкого внутри страны, а российская агрессия лишила кондитеров огромного рынка сбыта. В итоге кондитерский рынок обвалился почти в полтора раза.
Если в 2013 году предприятия произвели более 900 тыс. тонн кондитерки без учета выпечки (сладкое печенье и вафли, шоколад и продукты, содержащие какао, а также изделия без какао), то в 2016-м, по данным Госстата, кондитеры не дотянули даже до 600 тыс. тонн.
Наибольшие потери понесли компании, чьи промышленные мощности находились на оккупированных территориях. К примеру, компания АВК, занимавшая ведущие позиции по производству шоколада, теперь вынуждена удерживать вторую позицию, пропустив вперед Roshen. А в сегменте мучных изделий она вообще выпала из пятерки лидеров.
Одновременно резко усилилась конкуренция среди производителей. Кондитеры вынуждены сражаться преимущественно за потребительские предпочтения на внутреннем рынке. А что можно предложить покупателям с весьма ограниченным бюджетом? Ответ очевиден – только недорогую продукцию, и чем она дешевле, тем больше возможностей повысить рыночную долю.
Единственный позитивный фактор на рынке кондитерки за последние годы – существенное снижение доли импорта из-за резкого повышения стоимости после многократной девальвации гривни. В прежние докризисные времена зарубежные производители не позволяли кондитерам хозяйничать на внутреннем рынке. Теперь же их влияние значительно ослабло. Но судя по статистике, этот позитивный момент не привел к взрывному росту производства.
Данные Госстата пока не вселяют большого оптимизма. В 2016 году снижение объемов производства произошло практически по всем товарным позициям. Но сильнее всего – в сегменте “Шоколад и продукты, содержащие какао”: падение составило 6,2%. В нынешнем году ситуация уже не выглядит столь удручающе. За семь месяцев 2017 года почти на 8% подскочили объемы производства сладкого печенья. Шоколад прибавил 2%. Но в то же время сохранилась тенденция снижения производства в сегменте “Сахарные кондитерские изделия без какао” – минус 4,2%.
Одновременно со снижением доли импорта возросла стоимость сырья. В итоге весь эффект от снижения конкуренции со стороны западных производителей был перекрыт повышением затрат на производство. А это, в свою очередь, не позволило решить главную проблему – насыщение внутреннего рынка дешевой продукцией.
Единственный выход для кондитеров – наращивать объемы производства продукции, предназначенной для реализации на внешних рынках. Тем более что ЕС отменил пошлины на украинские сладости. И этой возможностью не преминули воспользоваться лидеры рынка – Roshen, Konti Group и АВК. Хотя пока еще около половины экспорта приходится на страны бывшего соцлагеря.
Тем не менее по итогам первого полугодия экспорт кондитерки увеличился на 11%. Среди основных потребителей нашей продукции – Казахстан, Беларусь, Молдова, Туркменистан, Азербайджан, хотя с некоторыми государствами конкурировать становится все сложнее из-за растущей протекционистской политики властей.
В Евросоюзе продукция наших кондитеров наибольшей популярностью пользуется в Польше и Литве. Здесь темпы роста экспорта составили в первом полугодии 120% и 60% соответственно. Причем поляки стали третьими по объему поставок украинских сладостей. Наращивается сбыт продукции в США, Ираке и Монголии.
По данным Госстата, за январь-август экспорт сахара и кондитерских изделий из него составил $297,2 млн. Еще около $100 млн принесли продажи на внешних рынках какао и продуктов из него. По разным оценкам, Украина в состоянии нарастить экспорт в страны ЕС до $450 млн. Учитывая темпы роста поставок на внешние рынки, такие прогнозы кажутся вполне реалистичными. Причем сбудутся они уже в ближайшие годы. (lcmedia.com.ua/Пищепром Украины)