Весенняя посевная-2017, несмотря на близкие к идеальным погодные условия и относительно устойчивое положении агропроизводителей, которые уже приспособились к новому налоговому режиму и снижение доходов которых из-за низких мировых цен было компенсировано девальвацией, уверенно стремится к статусу одной из наиболее проблемных за последние годы. Благоприятная, в целом, конъюнктура была нивелирована беспрецедентным кризисом, который возник в сегменте агрохимии.
Учитывая общую пассивность правительства и профильного министра агрополитики Тараса Кутового, в частности, эта ситуация дает еще один аргумент для дестабилизации политической ситуации в стране. Кабмин Владимира Гройсмана может оказаться заложником собственной нерешительности, поскольку комплекс негативных факторов, спровоцированных кризисом посевной закладывает основу для полномасштабной антиправительственной кампании.
По данным Минагрополитики, вся посевная площадь сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств под урожай 2017 году составит 26,8 млн га, что соответствует показателю прошлого года. Посев ярых зерновых культур прогнозируется на площади 7,2 млн га, в том числе ранних – 2,4 млн га. Потребность аграриев в минеральных удобрениях, исходя из запланированной посевной площади, составляет около 1 млн тонн.
В предыдущие сезоны более 70% этого объема покрывалось отечественной продукцией, а в сегменте аммиачной селитры удельный вес украинских игроков доходил до 90%. Однако в этом году сельхозпроизводители оказались в условиях нулевого предложения ключевого ресурса.
В марте, на страте весенних полевых работ, основные производители азотных удобрений в Украине – черкасский “Азот”, “Ривнеазот” и “Северодонецкое объединение “Азот” (Луганская обл.), входящие в группу Ostchem Дмитрия Фирташа, остановили свою работу. Дефицит в отрасли основной игрок оценивает в 278 тыс. т аммиачной селитры, 140 тыс. т КАС и 258 тыс. т карбамида.
Как следует из заявления пресс-службы Ostchem, компания была вынуждена остановить заводы вследствие прекращения газоснабжения предприятий “Укртрансгазом”, поскольку химпредприятия не располагали финансовыми ресурсами для предоплаты. Однако нерешенный вопрос с энергоресурсами не помешал Ostchem искусственно интенсифицировать заключение форвардных договоров с аграриями на поставку удобрений.
В начале февраля, за несколько дней до решающего заседания Земельного суда Вены по уголовным делам, который рассматривал вопрос экстрадиции основного бенефициара Группы в США, Ostchem резко снизили уровень отпускных цен, предлагая аммиачную селитру за 6800-7000 гривен/тонна при среднерыночном уровне цен на уровне 8000 гривен, то есть на 15% ниже рынка.
В результате менее чем за месяц предприятия Группы сконцентрировали предоплаты на 2,5 млрд гривен у более чем 150 контрагентов. Среди крупнейших кредиторов Ostchem – компании холдинга Ukrlandfarming Олега Бахматюка, крупнейший в стране дистрибутор оборотных средств для сельхозпроизводства компания “Эридон”, а также сотня мелких фермеров.
Можно отметить, что контрактование партий удобрений наперед с внесением предоплаты – принятая практика в АПК, которая позволяет химпредприятиям четко определить объем производства и закупить необходимые для этого ресурсы. Однако в отличие от предыдущих лет, весной 2017 года оплаченной продукции аграрии так и не получили.
Согласно официальной версии менеджмента Ostchem, поступившая от сельхозпроизводителей предоплата была практически в полном объеме (2 млрд гривен) направлена на выплаты по привлеченным ранее кредитам, а также погашение задолженности по заработным платам сотрудникам. В компании пеняют на накопившиеся государственные долги перед химзаводами, а также глобальный затяжной кризис в отрасли, вызванный засильем российских минудобрений, которые реализуются по демпинговым ценам, даже вопреки установленным Минэкономики ввозным пошлинам.
“Поставки импортных удобрений по демпинговым ценам привели к нечестной конкуренции, вследствие которой отечественные предприятия вынуждены были остановить производство. Однако импортеры не смогли удовлетворить спрос, и не смогут ликвидировать дефицит в течение ближайшего месяца, который остался до окончания посевной”, – отметил генеральный директор Федерации работодателей Украины, структуры, аффилированной с Group DF, Руслан Ильичев.
Неофициальную версию происшедшего выдвигают операторы рынка, которые предполагают, что аграрии – лишь мера давления для Ostchem в затяжном конфликте с НАК “Нафтогаз”, которому химический гигант предъявляет претензии в недопоставке газа.
“Поэтому Фирташ добивается, чтобы “Нафтогаз” поставил газ на его предприятия без предоплаты, чтобы затем провести взаимозачет на своих условиях. Держать сельхозпроизводителей в качестве заложников – сильный ход, поскольку правительство не может допустить провала производства в чуть ли не единственной оставшейся на плаву отрасли, которая обеспечивает экспортную выручку”, – говорит руководитель одной из компаний-дистрибуторов на условиях анонимности.
То, что такой конфликт существует, косвенно подтверждает и народный депутат Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации.
“Ostchem и государство выясняют отношения. Спор возник из-за расчетов за потребленный газ, а также услуги, которые оказывали госпредприятия по перекачке этого газа. Стороны выдвинули друг другу требования о погашении долгов. Но поскольку вопрос зашел в тупик, похоже, компания Ostchem решила отыграться на фермерах”, – написал он в колонке для издания “АгроПортал”.
Последствия для аграрной отрасли, оставшейся на пике спроса без удобрений, близки к катастрофическим.
“Подсчеты экспертов Федерации работодателей Украины и Союза химиков показывают, что недовнесение удобрений (на уровне 40%) может привести к уменьшению урожая пшеницы на 10 млн т, кукурузы на 5 млн т, урожай сахарной свеклы и сои находится под угрозой”, – говорится в аналитическом исследовании Федерации работодателей Украины и Союза химиков Украины.
Соответственно могут существенно уменьшиться объемы экспорта – ориентировочно на 15 млн тонн, что эквивалентно недополучению 2,5 млрд долларов экспортной выручки. Представители правительства настроены более хладнокровно и приводят менее драматичные цифры – по подсчетам Минэкономразвития, аграрии обеспечены удобрениями на 82%, а реальный дефицит составляет 170 тыс. тонн, а не полмиллиона.
Но даже если вынести за скобки “стратегическое” нагнетание ситуации Ostchem, эксперты сходятся, что несмотря на в целом благоприятные условия, урожай будет ниже прошлогоднего рекорда (66 млн тонн) и составит 60-61 млн тонн. Этот прогноз не учитывает кризис с поставками удобрений, который скажется на общей урожайности и может привести к сокращению посевов под кукурузой, а эта культура в последние сезоны занимает все больший удельный вес в общем вале зерна.
Помимо краткосрочных есть и стратегические риски для агрохимической отрасли и, как следствие, для АПК.
Штат трех заводов Ostchem насчитывает 60 тыс. человек, и, оставшись без средств к существованию, в условиях отсутствия альтернативы они могут прибегнуть к стандартным в таких случаях мерам – забастовкам, перекрытию трасс и т.д. (неофициально главы соответствующих ОГА уже выражали такие опасения).
Но куда большую опасность несет неизбежный отток квалифицированных кадров за рубеж, в первую очередь в Россию, где только за последний год запущено несколько химических заводов. По словам главы ассоциации “Союз агрохимиков Украины” Сергея Рубана, эта потеря будет невосполнимой, так как минимальный опыт для работника химпредприятий такого уровня составляет два года, а для выполнения наиболее сложных пусковых работ – от 10 лет.
Впрочем, как предполагают участники рынка, именно это может являться конечной целью спровоцированного кризиса, и конфликт с “Нафтогазом” – лишь побочный элемент в ее реализации. “Дмитрий Фирташ, много лет связанный тесными бизнес-взаимоотношениями с российской стороной и во многом зависимый от нее, выполняет задачу по зачистке украинского рынка для российских производителей минудобрений. Для россиян украинский рынок является премиальным, они заинтересованы в поставках”, – от метил собеседник.
По его словам, пиковые поставки российских удобрений начинаются в начале лета, на фоне снижения спроса после окончания весенней посевной в России. “Они завозят товар на склады и продают осенью с большой премией поскольку могут позволить себе лаг в несколько месяцев”, – говорит эксперт.
Несмотря на то, что менеджмент Ostchem заявляет о готовности возобновить выпуск азотных удобрений сразу после подачи газа и полностью удовлетворить спрос аграриев, де-факто весеннюю посевную уже никто не принимает в расчет. Даже при условии изыскания 60 млн гривен, необходимых для запуска заводов – на технологический цикл необходимо две-три недели, а предельный срок, в который аграрии должны внести удобрения – не позднее 10 мая.
Поэтому глобальная задача, которая стоит перед Кабмином – стабилизировать ситуацию на рынке химудобрений к концу лета, когда стартуют полевые работы под урожай 2018 года. Как это сделать? На сегодня существует два базовых сценария.
Первый предполагает поставки “Нафтогазом” газа в эквиваленте 2 млрд гривен на предприятия с отсрочкой платежа и/или с большим дисконтом. “Как только нам дадут газ, мы сразу же готовы запустить предприятия и вывести их на проектные мощности”, – заявили в пресс-службе Ostchem.
Этот сценарий в краткосрочной перспективе наиболее простой – его активно лоббирует Group DF, называя безальтернативным. “Ostchem интересна схема, которая позволяет на паритетах разойтись с Нафтогазом, с учетом долгов предыдущих периодов. В ходе этой схемы они будут вынимать ресурсы Нафтогаза, пока не выйдут на приемлемый для себя баланс”, – говорит источник на нефтегазовом рынке, знакомый с ходом переговоров.
К достоинствам этого варианта можно отнести его простоту, а к недостаткам – необходимость закрыть глаза на нецелевое расходование компанией привлеченных у аграриев средств, экономическую нецелесообразность запуска заводов всего на месяц, а также сложность работы с аграриями-кредиторами, учитывая их многочисленность и разобщенность.
После производства законтрактованных объемов удобрений Ostchem вновь останется один на один с необходимостью закупок газа, а после репутационных потерь сельхозпроизводители вряд ли будут воспринимать компанию как надежного партнера и не будут склонны ее кредитовать.
Поэтому параллельно просчитывается второй вариант – более трудоемкий, но позволяющий достигнуть долгосрочного эффекта. Он предусматривает производство удобрений на давальческих условиях путем поставки газа ПАО “Аграрный фонд”.
Удобрения, которые “Аграрный фонд” получит от Черкасского “Азота” и “Ривнеазота”, будут переданы сельскохозяйственным предприятиям – как из числа кредиторов Ostchem, так и просто надежным игрокам рынка, в счет поставки будущего урожая.
Деньги для закупки газа АФ намерен привлечь у государственного Укргазбанка (в формате авалированных векселей), где Аграрный фонд в конце прошлого года уже привлек 1 млрд гривен для своей операционной деятельности. Из-за этого возникает необходимость увеличения лимита на одного заемщика (H7), а также уточнение объемов резервирования.
В силу своей токсичности, предприятия Ostchem уже не могут привлечь такой кредит напрямую, в то время как у Аграрного фонда, благодаря государственному статусу и безупречной кредитной истории проблем с кредитованием возникнуть не должно. Также Аграрный фонд в рамках толлинговой схемы сможет легко наладить сбыт готовой продукции, несмотря на то, что минудобрения – не профильный для структуры товар. Фонд уже два сезона проводит масштабные форвардные кампании, в рамках которых сформировал пул надежных поставщиков зерна, и теперь сможет предоставлять аграриям при заключении контракта не только финансовые ресурсы, но и непосредственно удобрения.
Поскольку кредит – это затратный инструмент, который используется как крайняя мера, поскольку есть необходимость привлечь быстрые деньги, в дальнейшем этот сценарий может быть трансформирован в выпуск ОВГЗ.
Этот путь более сложный (в частности, он предполагает необходимость внесения изменений в госбюджет на 2017 год), но гарантирующий стойкий экономический эффект, а также защищающий государство от недружественных действий и шантажа химического монополиста в дальнейшем, поскольку экономическая деятельность заводов Ostchem переходит де-факто под внешнее управление.
И, наконец, существует и третий сценарий – не предпринимать никаких активных действий в стратегической плоскости, предоставив рынку самому разрешить конфликт аграрии/химики. Скорее всего, часть игроков (из числа крупнейших) смогут получить оплаченные удобрения в каком-то эквиваленте, опустошая склады заводов Group DF, но мелкие фермеры будут вынуждены списать долги Ostchem себе в убыток.
На рынке в краткосрочной перспективе – уже к осенней посевной – произойдет замещение украинского продукта российским, поставленным в серую или в черную. Но учитывая геополитические риски и нарастающую значимость аграрной отрасли в национальной экономике – это вряд ли тот результат, на который хочет выйти правительство. (Новости/Пищепром Украины)