Став бесспорным лидером среди европейских стран, Украина в прошлом году ворвалась в пятерку мировых производителей вишни и черешни. Два года назад наша страна заняла восьмое место в мире по объему производства. И хотя прогнозируется рост спроса на вишню и черешню, украинский производитель не очень чувствует позитив от этой тенденции из-за крайне небольших объемов экспорта. Что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?
Александр Донченко, эксперт аграрных рынков УКАБ
Учитывая стратегическое преимущество Украины – близость к европейскому рынку, отечественные производители и переработчики имеют перспективы концентрации цепочек добавленной стоимости в области. Однако экспорт этих украинских фруктов очень слабый. В 2015 г. украинские компании произвели черешни и вишни на 18,5% больше, чем лидер ЕС – Польша.
Однако в 2015 году поставки за рубеж подготовленной вишни и черешни составили лишь 317 тонн, импорт того же года равнялся 115 тоннам. Объем экспорта подготовленной украинской вишни и черешни в 2015 году сократился по сравнению с 2013 годом в 4,1 раза главным образом из-за закрытия российского рынка. Цены обвалились на 40%, что способствовало возможности продажи части экспортной продукции на внутреннем рынке. Как результат, импорт упал в 5,6 раза. Экспорт свежей вишни и черешни сократился с 2013 года в 4,7 раза, до 866,8 тонн в 2015 г., импорт почти весь остановился, в 2015 году всего было завезено 9,5 тонн.
За десять месяцев 2016 г. Украина экспортировала 278,5 тонны свежей кислой вишни, на $102,9 тыс., импортировала 744,6 тонн стоимостью $343,8 тыс. Импорт подготовленной вишни и черешни за десять месяцев 2016 г. составил 78,5 тонн, на $33, 5 тыс.
В украинских хозяйствах, как промышленных, так и частных, производится объем черешни и вишни, который позволил в 2016 году занять нашей стране пятое место в рейтинге глобальных производителей данных плодов и улучшить свои позиции по сравнению с 2015 годом на три позиции. Несмотря на низкую товарность украинской вишни и черешни, международные профильные организации учитывают все произведенные объемы данной продукции в Украине, что свидетельствует об определенном уровне интереса к украинскому рынку в аспекте объемов производства. Речь идет о перспективах развития нетрадиционных для Украины цепочек добавленной стоимости в сельской местности.
Сегодня большая часть продукции в нашей стране остается под кронами фруктовых деревьев, а в лучшем случае домашние хозяйства перерабатывают плоды для собственного потребления. Как известно, джемы и варенье по бабушкиному рецепту ничем не уступают промышленному производству, а в большинстве случаев имеют лучшие показатели качества и вкуса.
К сожалению, сегмент частной марки в этой области вообще отсутствует и сдерживается только организационно-правовым и налоговым несовершенством украинского права в части начала малого бизнеса по производству свежемороженой продукции, а также продукции первичной переработки плодов. В текущей ситуации политики должны перейти от парадигмы, основанной на вопросе “что мы можем”, к “чему мы стремимся” и соответственно убрать налоговый и организационно-правовой барьеры, мешающие начать малый бизнес в сельской местности.
Таким образом, тренды ближайшего высокодоходного рынка стран ЕС дают возможности для экспортеров из третьих стран поставлять как свежие, подготовленные, так и продукты переработки. Цены экспорта на внутреннем рынке ЕС росли в течение последних шести лет в среднем на 5% и достигли уровня 1,76 евро/кг в 2015 году. Цены же экспорта из третьих стран за аналогичный период росли ежегодно на 0,7%.
Рост цен внешнего импорта (ежегодно +0,6%) стран ЕС, по сравнению с ценами внутреннего импорта (+0,3%), свидетельствует о переориентации внутренних рынков ЕС на более конкурентное предложение производителей извне. Российское эмбарго в 2014 году негативно повлияло на каналы международной торговли, однако рынок нашел другие коридоры доступа к российским потребителям, хотя и не без потерь.
Подтверждением восстановления рынков в 2015 и 2016 гг. являются ожидания международных организаций по глобальному рынку вишни и черешни. Мировой импорт этих косточковых в 2016/2017 маркетинговом году ожидается на уровне 405 тыс. тонн с ежегодным средним ростом 5,9% за последние пять лет.
Наиболее интересными рынками для украинских предпринимателей остаются ЕС, Ближний Восток, Китай, некоторые страны Азии и Океании. Близость европейского рынка позволяет Украине выходить как к конечному потребителю свежей продукции, так и к оптовым посредникам. Во многих группах товаров соседние страны – Польша, Беларусь, Румыния и Болгария, имея лучшие каналы сбыта, позволяют работать с сырьем, а также с товарами первичной переработки на рынке ЕС, что, безусловно, выгодно, особенно на этапе первого вхождения на рынок.
Далее все зависит от способности украинских производителей и посредников инвестировать в каналы сбыта и маркетинг. Распространение высокой культуры диеты и популяризация здорового образа жизни в ЕС способствуют росту спроса на плодовые, особенно в свежем виде. Однако популярность набирают и вяленые, сушеные, переработанные плодовые в виде обычных или диетических батончиков. Готовые к употреблению плодовые являются популярным продуктом между завтраком, обедом и ужином, ведь это полезные заменители сахара, шоколада, кондитерских изделий и сдобной выпечки.
Учитывая современную макроэкономическую ситуацию в Украине, интересным может стать также привлечение инвестиций из ЕС для создания собственных линий переработки, что позволит оптимизировать переменные затраты и предложить более конкурентную цену и качество. Александр Донченко, эксперт аграрных рынков УКАБ, специально для (AgroPortal.ua/ Пищепром Украины)