В международном аэропорту Алматы состоялось совещание по вопросам ценообразования в точках общепита воздушной гавани. На приглашение аэропорта собраться и обсудить проблему откликнулись далеко не все заинтересованные стороны. 29 мая аким Алматы поручил провести проверку по фактам завышения цен в аэропорту Алматы. Спустя неделю для обсуждения этой проблемы на встречу в воздушной гавани собрались руководители аэропорта, комитета по защите прав потребителей (бывшей СЭС), прокуроры, а также предприниматели, которые работают в аэропорту.
Вела встречу заместитель акима Турксибского района Алматы Айгуль Ахметова. Во вступительном слове она расхваливала алматинский аэропорт, говорила о транзитном потенциале страны. Потом просила у предпринимателей пойти навстречу общественности и завершила спич фразой из чеховского “Дяди Вани” о том, что “в человеке все должно быть прекрасно”.
Руководитель алматинского департамента по защите прав потребителей на транспорте Ануар Талкимбаев классиков не цитировал, а говорил все больше об унитазах и антисанитарии. Оказывается, у сотрудников бывшей санэпидемслужбы накопилось много претензий к владельцам точек общепита аэропорта, но сделать с ними ничего не могут.
«Вы знает, сейчас действует запрет на все виды надзора и контроля, поэтому, пока не будет прямого обращения в наше управление с конкретными фактами нарушений, у нас нет прав прийти и проверить или предпринимать какие-то действия, – сетовал А. Талкимбаев.
Он показал на фотографиях конкретные нарушения аэропортовских магазинов и кафешек. У одних продукты для реализации лежат прямо на полу у витрины. Другие торгуют просроченным товаром. Третьи не блюдут нормы соседства товаров.
«Например, торты стоят рядом с фруктами, хотя кондитерские изделия – особо опасные продукты, вызывающие отравление населения, – стращал Ануар Талкимбаев. – Или продаются пирожки и горячие напитки, а условий, чтобы покупатель тут же сел и поел, – нет. Возьмем спецодежду. Я понимаю, сейчас девчата носят хиджабы. Ради Бога, пусть носят, но это же не спецформа торговых работников! Горячие продукты заворачивают в полиэтиленовые пакеты, а ведь они должны “дышать”! Как хозяева вы можете проводить аудит точек общепита хотя бы раз в квартал»? – обратился защитник прав потребителей в адрес вице-президента аэропорта по безопасности Алибека Мажикенова.
Однако тот дал понять, что аэропорт не может вмешиваться в деятельность точек общепита.
«Надо четко разделять сферы ответственности, – отвечал вице-президент. – В функции аэропорта относятся обеспечение взлета-посадки самолетов, авиационной безопасности, снабжение топливом. Между нашими функциями и функциями предпринимателей есть четкая грань».
По мнению Алибека Мажикенова, вопрос установления цен на еду и напитки больше касается чувства патриотизма самих предпринимателей.
Заместитель авиационного прокурора Алматы Николай Тен напомнил, что у акима города была конкретная просьба – “где-то как-то снизить цены на предоставляемые услуги и товары”.
Предпринимательница Меруерт Аубакирова рассказала, что арендует участки в зоне VIP-прилета и в транзитной зоне. Говорит, что работает безубыточно, а арендная плата в аэропорту – на уровне цен в городе. Она тоже считает, что снижать цены предприниматели должны не из-под палки, а добровольно.
Не без гордости Меруерт Аубакирова рассказала, что в ее баре продается набор “сэндвич + кола” за 990 тенге. Лапшу быстрого приготовления (“Биг Ланч”) реализует за 800 тенге, а вот на воду из-за поставщиков цены пришлось поднять до 500 тенге за бутылочку 0,5 л.
Предпринимательница Любовь Инюшина владеет кофейней и тоже хвалится ценами.
«У нас чашка кофе стоит от 300 до 400 тенге, мы его сами мелем и варим, – говорит Любовь Инюшина. – Мы – хороший пример. Считаю, установление адекватных цен – это ответственность каждого предпринимателя. У нас рыночные отношения. Если кто-то из коллег не хочет поддерживать статус международного аэропорта, он может быть свободен – я уверена, найдутся тысячи желающих, которые захотят встать на его место и будут держать адекватные цены. В конце концов, давайте устроим тендер».
Журналисты поначалу недоумевали, откуда у собравшихся предпринимателей такая солидарность. Под конец встречи стало понятно: на нее пришли представители только тех компаний, которые арендуют торговые площади у аэропорта. А к ним-то претензий по ценам и не было. Кстати, на встречу приглашали всех владельцев точек общепита в аэропорту. Но пришли далеко не все.
«Арендаторов у нас всего семь, – рассказала коммерческий директор аэропорта Аза Габараева. – Из них три занимаются установкой вендинговых аппаратов. На основании тех отзывов, которые я получала, цены у этих компаний абсолютно приемлемые. Но в аэропорту 3 тыс. кв. м площадей находятся в собственности».
Никто из руководства аэропорта не стал углубляться в эту тему. А зря. Как выяснил обозреватель Forbes.kz, самые лакомые и проходные участки аэропорта были проданы частным владельцам еще в 2004 г., когда новый терминал вводился в эксплуатацию. Если площадь всего терминала составляет около 24 тыс. кв. м, то частникам распродали 3 тыс. кв. м, то есть восьмую часть. И на этих “островках благополучия” сейчас работают дъюти-фри, магазины, обменники и т. д. А также бары и рестораны внутри и снаружи “стерильных” зон, цены в которых и возмущают казахстанцев. Руководство аэропорта уверяет, что никакого отношения к ним не имеет и не знает их владельцев.
Обозреватель Forbes.kz, пользуясь случаем, прошелся по тем заведениям, которые находятся перед “стерильной” зоной – там с ценами ничего не поменялось.
В заведении “Французский круассан”, например, по просьбе продать самую дешевую еду была предложена не очень аппетитная на вид булочка за 900 тенге. “Но она вкусная, отвечаю!”, – авторитетно заверила продавщица. Обозреватель Forbes.kz попросил вылетающих пассажиров сфотографировать меню в заведениях в “стерильной зоне”. Как выяснилось, несмотря на пристальное внимание общественности и акима Алматы к этой теме, цены остались прежними.
Бутылка 0,5 л самого дешевого пива “Жигулевское” там стоит 1400 тенге, а все разливное – по 2000 тенге. Большая шоколадка Mars по-прежнему обходится летающим сладкоежкам в 700 тенге, а Coca-Cola 0,5 л – в 750 тенге. Курильщикам за пачку Kent или Marlboro придется отстегнуть 1000 тенге.
А теперь сравним: в эти дни бутылка пива в аэропорту Храброво в Калининграде в пересчете на тенге стоит около 550 тенге. В терминале Пулково Санкт-Петербурга кружку разливного пива “Балтика 7” можно взять за 900 тенге, а самое дорогое бутылочное пиво Guinness – за 950 тенге. Столько же стоит добротный бургер. Да что Россия – в аэропорту Астаны кружку разливного “Карагандинского” можно найти за 500 тенге. Впрочем, как заверила после окончания встречи замакима Турксибского района Айгуль Ахметова, в аэропорту Алматы еще должны поработать прокуратура и антимонопольное ведомство. (forbes.kz/Пищепром Украины и мира)