Задание проработать до 1 июня 2015 г. возможность ограничения на ввоз в Россию безлактозной продукции департаментам Минсельхоза РФ дал заместитель министра Александр Петриков. Решения принято на основании данных Национального союза производителей молока. В “Союзмолоко” считают, что после того, как 6 августа 2014 г. Россия ввела запрет на импорт продуктов из стран, поддержавших санкции, большой объем запрещенных товаров, например сыров, ввозится именно под видом безлактозной продукции.
Изначально безлактозные продукты тоже входили в список запрещенных, но затем эмбарго с них сняли, так как многим они нужны по медицинским показаниям, а собственное российское производство не в состоянии обеспечить нужные объемы. Несмотря на эмбарго, с начала 2015 г. в магазинах федеральных сетей снова стали появляться запрещенные сыры (бри, камамбер, пармезан и др), но теперь на их упаковке стояла пометка – “безлактозный”. В мае 2015 г. свою обеспокоенность ростом поставок подобной продукции выразил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. – До эмбарго единственным поставщиком безлактозной продукции в Россию была Финляндия, компания Valio. Поставщиками на сегодня стали практически 20 стран, – сказал он.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2014 г. в Россию было введено почти 19,5 тыс. т безлактозного сыра. В 2013 г. этот показатель был почти в 7,5 раз ниже – около 2,6 т. Общий объем ввоза в 2015 г. по состоянию на 15 мая 2015 г. составлял 2,7 тыс. т. В ситуации с ограничением поставок безлактозных сыров есть один любопытный нюанс. В январе этого года представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко в комментарии газете “Известия” указал на то, что в российском законодательстве не предусмотрены нормы по содержанию лактозы в сырах, заявленных как безлактозные. Это подтверждают и производители.
– Любой сыр считается безлактозным продуктом, потому что в сыре на два порядка меньше лактозы, чем в молоке. – рассказал “Известиям” председатель правления российской сыродельной компании “Аланталь” Александр Никитин. – Западные производители вывели линейки продуктов, в которых устранили даже следы присутствия лактозы. Это относится ко всем чеддерам и сырам группы “Паста Филата” (моцарелла, проволоне, скаморца, сулугуни и сыр-косичка). Назвать безлактозным можно абсолютно любой сыр и так ввозить его в Россию из стран, в отношении которых введены торговые ограничения. Для импортеров оставили лазейку в запретительных мерах, и те начали ею активно пользоваться. Что касается отечественного сыроделия, то наши предприятия не развивали производство безлактозных сыров, так как и потребление такой продукции было низким.
По данным Национального союза производителей молока, на реальные объемы продаж безлактозного молока в России приходится менее 1% от общего рынка. По словам директора по связям с общественностью и государственными органами “Союзмолоко” Марии Жебит, Роспотребнадзору предлагается регистрировать как лечебные или профилактические конкретные товары, причем только на основании лабораторных исследований. Вся остальная продукция должна быть запрещена к ввозу. (agriculture.by/ Пищепром Украины и мира)