Несмотря на обнуление Европейским Союзом ввозных пошлин на весь ассортимент украинской плодоовощной продукции, ягодный бизнес этим преимуществом пока не воспользовался. “Проблема в том, что собрать необходимый экспортный объем и обеспечить регулярные поставки на сегодняшний день наши производители не в состоянии и оптовые компании, которые работают в Украине, также не особо озадачивались этим”, – отметила руководитель проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты” Татьяна Гетьман в ходе VI Международной конференции “Ягоды Украины: заморозка и свежий рынок”.
По ее словам, в настоящее время преимущество украинской ягодной продукции – это самая низкая цена среди европейских стран. “И это все. Больше никаких перспектив, у нас, к сожалению, нет по свежей продукции. Европейский рынок на сегодня не ждет Украину в качестве поставщика. Они рассматривают нас как потенциально одного из крупнейших производителей, но вопрос логистики остается не решенным, а это самое важное, что нужно решать при выходе на европейский рынок”, – отметила Т. Гетьман. При этом российский рынок, который ранее был самым крупным потребителем ягод из Украины, остается закрытым. Хотя, по данным Т. Гетьман, небольшие партии из южных областей страны уже стали поступать в РФ через Крым.
Согласно прогнозам “АПК-Информ: овощи и фрукты”, в 2015 г/.в Украине вырастет производство практически всех видов ягод, включая землянику садовую (на 3%), черешню (8-10%) вишню (на 3%), за счет расширения насаждений и погодных факторов. При этом наблюдается тенденция роста производства в коммерческом сегменте, а наибольшая доля коммерческих хозяйств – в выращивании черешни. Черешня также “рекордсмен” по объемам экспорта среди свежих ягод – 8% урожая поставлялось за рубеж.
Как отметила Т. Гетьман, ягоды в структуре украинского рынка плодово-ягодной продукции занимают около 18% в натуральном выражении. “В денежном выражении картина намного интереснее: практически половина всего объема рынка в долларовом эквиваленте приходится на твердые и мягкие ягоды. Продукция достаточно дорогая, именно это и притягивает сюда инвестиции”, – сказала эксперт. Объем рынка земляники садовой в Украине оценивается в 62,5 тыс. т ($94 млн), вишни – 45 тыс. т ($6 млн.), черешни – 35 тыс. т ($5,7 млн.), малины – 27 тыс. т ($70,2 млн.), смородины – 9 тыс. т. В этом году продажи ягод через розничные сети сократятся, прогнозирует Т. Гетьман. Это связано с опытом предыдущих сезонов, когда процент списания в ягодном сегменте у сетей составлял от 30% до 70%. “Поэтому акцент все-таки останется на оптовом рынке”, – считает она. (АПК-Информ/ Пищепром Украины и мира)