Стоимость экспорта шотландского виски в Россию упала в 2014 г. на 95%, с 25 млн. евро до 2 млн. евро. Это связано с конфликтной ситуацией вокруг Украины, пишет The Guardian со ссылкой на объединение производителей напитка По итогам 2014 г. Россия выбыла из 20 главных экспортных рынков шотландского виски. Двадцатку теперь замыкает Эстония с объемом экспорта в 49 млн. евро, что, по данным Ассоциации производителей шотландского виски, на 8% меньше предыдущего года.
Поставки скотча в Украину также упали на 20%, до 3 млн. евро. По данным ассоциации, которые приводит Herald Scotland, украинский конфликт отразился и на экспорте в Германию, которая является шестым по объему рынком и импортировала в 2014 г. скотч на 141 млн., что на 18% меньше уровня 2013 г. В целом по сравнению с 2013 г. экспорт шотландского виски сократился на 7,4% до 3,94 млрд. евро, что является максимальным снижением за 16 лет. Спад фиксируется уже второй год подряд после продолжительного роста, начавшегося в 2014 г.
По словам главы ассоциации Дэвида Фроста, причиной спада стали “экономические и политические факторы” за рубежом. Крупнейшим экспортным рынком для скотча в денежном выражении являются США. Поставки туда сократились в прошлом году на 9%, до 750 млн. евро. По мнению аналитика Спироса Маландракиса из компании Euromonitor, проблемы экспортеров шотландского виски в США связаны с тем, что отрасль “слишком долго почивала на лаврах” и не разработала новые маркетинговые подходы, чтобы завоевать молодую потребительскую аудиторию. Дополнительным фактором стало возрождение бурбона, американской разновидности виски, которая снова начала набирать популярность.
Третьим по объему рынком скотча является Сингапур, импортировавший в прошлом году виски на 201 млн. евро, что на 39% меньше, чем в 2013 г. Маландракис полагает, что это вызвано антикоррупционной борьбой в Китае, где был введен запрет на дорогие подарки чиновникам, что в том числе подорвало спрос на элитный алкоголь. При этом прямой экспорт в Китай снизился на 23%, до 39 млн. евро.
В континентальной Европе продажи также были разочаровывающими. Пятый по объему рынок – испанский – снизил потребление на 8%, до 166 млн. евро, не считая спада в Германии. Единственными положительными трендами стали увеличение экспорта во Францию (второй по объему рынок скотча) на 2%, до 445 млн. евро, и в Индию – на 29%, до 89 млн. евро.
Потребление виски в Великобритании также сокращается, что связано с общей тенденцией к снижению потребления крепкого алкоголя в этой стране. За год, с февраля 2013 г. по февраль 2014 г., было продано 83,3 млн. бутылок смешанного и односолодового виски, что на 8,3% меньше, чем за предыдущий аналогичный период, а за пять лет падение продаж составило 10% в объемном выражении. Шотландское виски занимает второе место по объемам торговли в Великобритании. Продажи этого напитка приносят британской экономике 5 млрд. евро. В феврале акцизы на виски были снижены на 2%, чтобы “поддержать одну из главных статей британского экспорта”. (Retail.Ru/Пищепром Украины и мира)