Закрытие российского рынка больно ударило по производителям. В ответ они меняют структуру производства и ищут новые рынки сбыта. Несмотря на недостатки и большие риски в развитии молочной промышленности, данная отрасль располагает достаточным потенциалом для роста, считают производители.
Поголовье скота сокращается, однако продуктивность коров не падает, а наоборот, увеличивается. Если раньше надой составлял 3 т молока в год с одной коровы, то сейчас – около 4-4,7 т.
По словам генерального директора компании “Про-Консалтинг” Александра Соколова, в 2013 г. рынок был относительно стабильным. Общий объем производства продукции составил 11,488 млн. т, что лишь на 1% больше, чем в предыдущем году. Стоит отметить, что и в первом полугодии 2014 г. в молочной отрасли тоже был заметен прирост. Молока было произведено на 1,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (5,47 млн. т).
Высокие закупочные цены на молоко в 2013 г. позволили повысить эффективность его производства. Согласно данным Ассоциации производителей молока, в прошлом году среднегодовая закупочная цена на молоко экстра-класса находилась на уровне 4,25 грн., что на 28% больше, чем в 2012 г. К основным причинам такого повышения следует отнести дефицит сырья как на внешних, так и на внутреннем рынке. По оценкам Украинского клуба аграрного бизнеса, средняя рентабельность производства молока на сельскохозяйственных предприятиях Украины в прошлом году составила 13,6%.
В 2013 г. на перерабатывающие предприятия поступило 4,57 млн. т молока, что на 3,1% ниже показателя 2012г. При этом переработчики фиксировали рост поставок молока экстра-класса на 88,4%, до 227 тыс. т.
По данным ассоциации “Укрмолпром”, в 2013 г. наблюдалась тенденция к росту производства жидкого молока и сливочного масла, но при этом сокращалось производство сыра. В частности, производство жидкого молока выросло на 4,1%, до 946,2 тыс. т, масла – на 5,2%, до 92,8 тыс. т, в то время как производство жирных сыров сократилось на 1,2%, до 164 тыс. т, сыров сычужных – на 3,4%, до 140 тыс. т.
В значительной степени сокращение связано с высокой зависимостью от экспортных поставок на российский рынок, ведь для ряда предприятий они были на некоторое время недоступны. Производство сухого молока и сгущенки также продемонстрировало падение на 4,2% и 12,5%, до 60,2 тыс. т и 56,7 тыс. т соответственно. Стоит отметить, что по итогам 2013 г. Украина экспортировала молочную продукцию на $515 млн., при этом сыры заняли около 70% стоимостной структуры экспорта.
Производители молочной продукции говорят, что 2014г. стал для них годом испытаний. Основной причиной этого стало закрытие российского рынка, а также сложности с поставками в Крым и восточные регионы.
В Украинском клубе аграрного бизнеса отмечают, что в связи с напряженными торговыми отношениями с Россией в 2014 г. у нас существенно сократилось производство сыров. Вместо этого повысилось производство сухого молока и масла. Россия закрыла свой рынок для поставок украинской молочной и молокосодержащей продукции с 28 июля 2014 г., до этого ограничения действовали для отдельных предприятий. Ряд крупнейших молочных компаний, в частности, “Милкиленд” и “Молочный альянс”, вынужден был приостановить производство сыра на своих заводах из-за ситуации с Россией и увеличить выпуск сухого молока и масла.
По словам председателя наблюдательного совета одного из крупнейших молочных холдингов “Молочный альянс” Сергея Вовченко, почти 60% сыров из общего производства компания продавала в Россию и Казахстан. “Думаю, что в этом году мы переработаем, к сожалению, 400 тыс. т молока, но соотношение будет в пользу цельномолочной продукции. В прошлом году 300 тыс. т молока ушло на сыры, в этом году на этот продукт уйдет где-то 150 тыс. т молока из 400 тыс. т”, – уточнил он.
Перспективными для экспорта украинской молочки остаются Казахстан, Молдова, Грузия, страны Африки. После ограничений со стороны России много молочной продукции стало экспортироваться в Беларусь для дальнейшей реализации на российский рынок. В разработке сейчас находится Китай, который является основным импортером молочной продукции. Но для выхода на китайский рынок украинские предприятия должны пройти инспекцию европейских специалистов. Производители сами говорят, что особого рывка в поставках на рынок ЕС не ждут, поскольку он и так перенасыщен, но сам факт признания качества Европой открывает новые перспективы в других направлениях.
Председатель совета директоров Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский считает, что для того чтобы говорить о категориях продуктов, которые могут пользоваться спросом в ЕС, нужно более детально проанализировать квоты, которые получила Украина на европейском рынке. Квота на цельномолочную продукцию составляет 8 тыс. т в год, на масло – 1,5 тыс. т, на сухое молоко – 1,5 тыс. т. Нет квот на группу сыров. Очевидно, что указанные объемы являются очень небольшими для нашего рынка. Вадим Чагаровский уточнил, что существует рабочая комиссия, которая обсуждает возможность в течение пяти лет довести квоту до 10 тыс. т по цельномолочной продукции, до 2 тыс. т – по сливочному маслу.
Молочные производители пытаются удержать своего потребителя в условиях падения покупательной способности на внутреннем рынке. “С целью поддержать наших покупателей в мае 2014 г. нами было принято стратегическое решение не повышать цены на самые необходимые категории молочных продуктов на протяжении шести месяцев. Надеемся, что благодаря лояльной ценовой политике нам удастся удержать потребление молочных продуктов на уровне прошлого года”, – говорит директор по маркетингу “Данон Украина” Ирина Рымарчук. Она сообщила, что в нынешних условиях потребитель стал более прагматичным. Отсюда спрос на более экономный “семейный” формат молочных продуктов.
Один из самых растущих и динамичных сегментов – это фасованный творог. В Украине 50% этого продукта все еще покупается на открытом рынке, поэтому категории упакованного творога есть куда расти. Продолжает расти рынок детского питания. Выпуск этой продукции в Украине по итогам первого полугодия 2014 г. увеличился на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. – до 17,3 тыс. т.
Производители молочной продукции констатируют снижение объемов продаж из-за событий на востоке и оккупации Крыма. По словам Марека Войтины, генерального директора “Данон Украина”, продажи продукции компании в Донецкой и Луганской областях снизились на 75%. Что касается Крыма, то там, по словам главы “Данон Украина”, цены выросли на 30-35%, а продажи упали из-за снижения количества туристов на полуострове.
В условиях сложной экономической и политической ситуации в стране больших инвестиций в молочную отрасль ожидать не стоит. Этому не способствует и девальвация гривни. “Можно спрогнозировать к концу года снижение производства на 10-15%”, – резюмирует Александр Соколов. (Дело/Пищепром Украины и мира)