Попытка практической реализации проекта создания молочнотоварной мини-фермы (в рамках программы “Агробизнес-2020”) показывает, что даже у крепких крестьянских хозяйств нет того залогового обеспечения, которое требуют финансовые институты.

Журнал “Эксперт Казахстан” совместно с компанией Raimbek Agro начинает серию репортажей о том, как казахстанский фермер на практике пытается воспользоваться предоставленными государством инструментами поддержки для создания современной молочнотоварной мини-фермы на 100 коров. Согласно программе “Агробизнес-2020” в Казахстане должно быть создано 2000 таких семейных ферм (по 500 на 24, 50, 100, 200 голов). Однако желающих участвовать в программе оказалось не так много, как государству хотелось бы. В чем причина скептицизма казахстанских крестьян – в консервативном мышлении или объективных причинах?

Основные производители молока в Казахстане – это личные подворья (ЛПХ) и крестьянские хозяйства (КХ). На долю крупных производителей в стране приходится около 10%. В программе “Агробизнес-2020” в пример приводится Беларусь, где “86% молока производится в сельхозформированиях, что в свою очередь влияет на конкурентоспособность продукции, так как средний надой в сельхозпредприятиях от одной головы на 50% выше, чем в личном подворье”. Иными словами, крупному производителю молока жить легче, чем мелкому. Это с одной стороны. С другой – молока казахстанского как исходного сырья местному же производителю молочной продукции не хватает. А потому производитель заинтересован, чтобы личные подворья укрупнялись до крестьянских хозяйств, а крестьянские хозяйства расширялись, строили новые мини-фермы и становились еще более конкурентоспособными за счет объединения в кооперативы (по факту – крупные сельхозпредприятия) – что позволит удешевить и затраты на заготовку кормов, и ветеринарное обслуживание, и селекционно-племенную работу.

Компания Raimbek Agro, владеющая молочным заводом, непосредственно заинтересованная в увеличении производства товарного молока, решила поддержать крепкие крестьянские хозяйства, готовые работать по госпрограмме и строить новые современные мини-фермы. Поддержать не материально, а организационно – то есть помочь фермерам воспользоваться теми инструментами поддержки, которые предлагает государство. Первопроходцем был выбран Марат Аманжолов, и именно его историю по созданию молочнотоварной мини-фермы в режиме реального времени начинает отслеживать “ЭК”.

Марат Аманжолов – крепкий хозяйственник, более 10 лет поставляет молоко на завод Raimbek Agro. Показывает свою ферму и объясняет: “Вот это хозпостройки 1996 г. – теперь надо будет убирать… Вот эти попозже поставлены, когда начали деньги появляться. Свой забойный цех… Доильный аппарат, молокопровод – это я все этими руками сделал, все это кустарно. Российский вакуумный насос, трубопровод сварили, флягу перевернул – сделал отстойник… Конечно, хочется сделать современную ферму. Вот тут площадку под строительство выделил – артезианку пробил, трансформатор у меня там уже стоит. Вложилось бы в нас государство – потянули бы все это”. Узнав о программе “Агробизнес-2020”, Марат Аманжолов загорелся идеей создать современную модернизированную ферму на 100 голов – с хорошим доильным оборудованием, холодильными танками, элитным скотом. Сейчас ежедневно КХ “Аманжолов” поставляет на Raimbek Agro 0,5 т молока, если планы создания новой фермы сбудутся, эта цифра увеличится до 1,5 т. Решение об участии в госпрограмме фермер принял в августе 2014 г.

“Сделали все расчеты – по кормам, удоям, выбрали, каких коров брать для новой фермы. Выбрали поставщиков скота, поставщиков оборудования для мини-фермы, тех, кто ферму поставит. По строительству много вариантов, но самый оптимальный поставщик по постройке фермы оказался наш, из Лисаковска Костанайской области. После всех этих расчетов составили бизнес-план и стали ходить по фондам – филиалам “КазАгро”. Как оказалось, работает с фермами Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства и банки второго уровня совместно с “Даму” – Алибек Нигмашев, курирующий проект строительства молочнотоварной фермы со стороны Raimbek Agro, рассказывает, что они вместе с Маратом Аманжоловым обошли все финансовые институты – консультировались, смотрели, выбирали лучший вариант.

Что теоретически предлагает программа “Агробизнес-2020” таким крестьянам, как Аманжолов? Субсидии на приобретение племенного молочного КРС, приобретение в лизинг оборудования для мини-фермы (доильная установка, танк-охладитель и т. д.) и техники (трактор, косилка, пресс-подборщик и т. д.) и инвестиционные субсидии на это оборудование. Марат Аманжолов посчитал, что на оборудование для мини-фермы ему понадобится 8,485 млн. тг, на технику – 9,5 млн. тг, на КРС – 18,25 млн. тг. То есть в сумме 36,235 млн. тг (причем 14,042 млн. тг из них государство вернет в виде субсидий). Источником финансирования этой части затрат выступает АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” (ФФПСХ), предоставляя лизинг на 7 лет по ставке 11% годовых с льготным периодом на 2 года, субсидии процентной ставки 7%.

Строительство фермы обойдется Марату Аманжолову в 33,641 млн. тг. Строить ее, согласно программе “Агробизнес-2020”, крестьянам предстоит за счет кредита, полученного в банке второго уровня. У Марата Аманжолова это Банк ЦентрКредит (БЦК), где он обслуживается много лет. Соответственно источник финансирования строительства – кредит от БЦК на 9 лет, ставка 14% с льготным периодом 2 года, субсидии процентной ставки 7% (на этот раз от “Даму”).

Со всеми расчетами и бизнес-планом Марат Аманжолов отправился в ФФПСХ. “Нужно было собрать пакет из 17 документов для получения лизинга. Приезжаю, отдаю – мне даже обрадовались, говорят – вы первый у нас! Правда, с каждым моим приездом число необходимых документов увеличивалось. Привез справку из акимата о том, что по хозяйственной книге у меня столько-то скота. Потом привез идентификационные номера на скот. Дальше у меня попросили ветеринарные паспорта на все стадо. Я еду домой, копирую все эти бумаги (а у меня 160 коров), везу. И мне говорят – все, вы идеально подходите. У вас и земля есть, вы и налоги платите…”, – Марат Аманжолов вспоминает, как пару месяцев назад уже был готов праздновать победу. Но оказалось, что помимо документов необходимо залоговое обеспечение. Дополнительное залоговое обеспечение. В программе “Агробизнес-2020” написано, что в залог идут скот и приобретаемое оборудование, и они действительно идут в залог – но с коэффициентом ликвидности по залогу 0,5. То есть их залоговая стоимость становится в 2 раза меньше суммы сделки лизинга. А значит, необходим залог еще на 18 млн. тг. “Раз уж ввязался в это дело, стал искать залог, – рассказывает фермер. – Мой дом оценили в $74 тыс., хотя, как сам оценщик признал, если бы в городе – дал бы все $200 тыс., пашню мою он в $60 тыс. оценил… В общем, набрал я залог на 20 млн. тг. Только залог мой снова прошел с коэффициентом ликвидности 0,5. И превратился в 10 млн. тг залогового обеспечения. То есть мне нужно найти еще столько же, чтобы закрыть все требования по залогу. Мне уже выставлять нечего”. И это еще дело не дошло до денег на строительство фермы. С учетом коэффициента ликвидности по залогу 0,5 Аманжолову нужно еще 67,282 млн. тг залога, чтобы получить финансирование на непосредственно строительные работы (ферма на этапе проектирования не является объектом залога, банк требует недвижимость или землю в Алматы). В октябре 2014 г. пилотный проект строительства мини-фермы по программе “Агробизнес-2020” застопорился.

“Узнав о программе, я обрадовался – неужели государство действительно повернулось к сельскому хозяйству, конкретно – к молочному животноводству. Но практика показывает, что только глянуло в нашу сторону”, – так Марат Аманжолов образно описывает ситуацию с государственной программой поддержки строительства молочнотоварных ферм в Казахстане. И удивляется: если такой крепкий хозяйственник, как он, не может построить мини-ферму, то кто тогда сможет?

Алибек Нигмашев считает, что отсутствие субсидий на строительство мини-фермы – это серьезная недоработка со стороны Минсельхоза при написании программы: “Колхозник должен сам построить современную ферму – вот как так? Субсидии дают только на строительство крупных ферм – 20%, хотя и это для них мало. На сегодняшний день, чтобы поддержать стройку мини-фермы, надо 80% субсидий. На существующих условиях никто не будет строить маленькие фермы. Вот и наш проект пока встал. Мы, например, сейчас предлагаем использовать обратный лизинг для строительства мини-ферм – чтобы строительство брала на себя социально-предпринимательская корпорация через областной бюджет”. В Raimbek Agro подготовили ряд предложений, которые могли бы улучшить ситуацию для потенциальных участников программы. По мнению специалистов компании, необходимо увеличить коэффициент ликвидности по залогу до 0,9, выделить субсидии до 80% на строительство мини-ферм, банкам в обязательном порядке брать в залог строительство на стадии проектного финансирования и принимать в залог выделяемые субсидии. Тогда крестьянину, решившемуся на строительство мини-фермы, не придется искать залоговое обеспечение. В планах представителей Raimbek Agro – добиться соответствующих изменений в программе “Агробизнес-2020”.

На декабрь 2014 г. пилотный проект строительства молочнотоварной фермы находится на следующей стадии: подписан контракт с поставщиком на строительство, подписан контракт с поставщиком на молочное и холодильное оборудование. Марат Аманжолов не намерен сидеть сложа руки и, как минимум, первую часть своего плана – по покупке скота, оборудования для фермы и техники – собирается выполнить. Недостающее залоговое обеспечение найдет – договорился с родственниками поставить в залог еще и их квартиру. А вот что делать со строительством – пока большой вопрос. Марат Аманжолов признает: “У меня свободных денег на строительство нет. Есть деньги на корма, заплатить заработную плату (на ферме кроме дочерей и зятя Аманжолова работают еще пять человек – дояр, доярка, два скотника и тракторист), заплатить за электроэнергию – на это все распланировано. А на крупные постройки, крупные закупки – нет. Сами крестьянские хозяйства подняться не смогут, сельское хозяйство без господдержки не вытянешь”.

Фермер Аманжолов, вместе с которым трудятся и его дети с семьями, мечтает, чтобы и внуки “остались на земле” – но работали уже в современном формате. Дети, кстати, поначалу тоже загорелись идеей строительства молочнотоварной фермы, но, увидев, что с программой “Агробизнес-2020” все не так просто, быстро к проекту остыли. “Конечно, хотелось бы ферму как по телевизору показывают, но если честно, эти деньги ведь есть кому, кроме нас, осваивать”, – говорит дочь фермера Жанна. Сейчас за попыткой Марата Аманжолова построить мини-ферму по программе “Агробизнес-2020” наблюдает больше десятка фермеров Илийского района Алматинской области. Аманжолов с оптимизмом утверждает: “Если у меня пойдет этот проект, тут как грибы начнут расти фермы и молоко будет. Дайте нам нормальную систему кредитования, и вернем деньги с процентами, все это просчитано”. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)

 

Добавить комментарий