Поставщики европейского вина в Россию сообщили о том, что могли бы сохранить цены без повышения при курсе доллара 45-50 руб. и евро 55-60 руб. Но они не рассчитывают на такой сценарий укрепления национальной валюты и планируют прайсы на 2015 г., исходя из цен на 30-50% выше тех, что были в этом году. Директор виноторговой компании “Винтаж М” Светлана Арсенашвили (импортер элитного вина, шампанского, коньяка, джина и виски) описала механизм удорожания вина.
“Если говорить о себестоимости бутылки европейского вина в России, то она рассчитывается так: на заводе у производителя бутылка стоит, к примеру, _5. После транспортировки, уплаты пошлин на таможне (20% от стоимости товара в евро по текущему курсу), затрат на хранение себестоимость такой бутылки вина в России составляет уже 10 евро, и это без наценок магазинов или торговых сетей. В начале т.г. 10 евро для нас были равны 450-460 руб., а сейчас 10 евро – это уже 750 руб.”, – говорит С. Арсенашвили. По ее мнению, рост в 30% (то есть оптимистичный сценарий) возможен лишь в том случае, если покупательная способность населения сильно упадет и дистрибьюторы с сетями будут вынуждены в ущерб себе сократить маржинальность. Но С. Арсенашвили считает, что россияне вряд ли откажутся от импортного алкоголя, хотя и могут сократить его потребление.
Она не исключает того, что импортеры будут менять регионы производства вина и производителей в поисках более выгодных цен. Поставки недорогого столового вина из Франции, Италии, Чили, Аргентины, Испании, как считает эксперт, могут производить через Беларусь, где производство алкоголя монополизировано государством, а весь импорт (и крепкие напитки, и вино) разливают внутри страны.
В группе компаний “Легенда Крыма” (выручка за 2013 г. превышает 4,8 млрд. руб.), которая привозит в Россию вина из Франции, Италии, Испании, Чили и Аргентины и производит собственное вино в Крыму, в 2015 г. объемы поставок будут наращивать за счет отечественного вина. Как говорит гендиректор группы и вице-президент Союза виноградарей и виноделов России Михаил Штырлин, рост цен на собственное вино компания рассчитывает удержать в пределах 5-10%. Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз убежден, что в I квартале будущего года почти треть компаний-дистрибьюторов, работавших с импортным вином и крепким алкоголем, уйдут с рынка, а объемы импорта сократятся наполовину.
“Я считаю, что импортный алкоголь в феврале-марте 2015 г. будет стоить на 30-50% дороже, чем в феврале-марте т.г. Алкогольный бизнес реагирует на происходящее в экономике, как и любой другой бизнес. Можно говорить о грядущем росте контрафактной продукции элитных марок, а также об увеличении количества “серых” схем доставки алкоголя из Беларуси и Казахстана”, – говорит В. Дробиз. Единственным позитивным моментом В. Дробиз считает то, что существенный рост цен на импорт и сокращение его объемов дадут стимул для наращивания объемов поставок от российских производителей, особенно тех, кто может позволить себе их нарастить. В российской компании “Абрау-Дюрсо” сообщили, что запрос на большие объемы поставок есть, но завод не производит столько продукции, чтобы заместить дорожающий и исчезающий импорт. “Мы столкнулись с повышением спроса на наши вина с начала III квартала. Стараемся удовлетворить повышенный спрос, поэтому рабочий день у наших региональных представителей заканчивается далеко за полночь”, – рассказали в “Абрау-Дюрсо”. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)