Российский запрет на поставки овощей, фруктов и мясо-молочной продукции из стран Евросоюза испанские сельхозпроизводители поначалу встретили с тревогой – из-за боязни финансовых потерь. Однако, меры, принимаемые как ЕС, так и испанскими властями, успокоили фермеров: их убытки компенсируются. Одновременно испанские производители ищут более надежный рынок сбыта, чем российский.

“Российские меры вызвали у некоторых фермеров бурную реакцию”, – признался Артуро Фрайле, представитель Патроната экспортеров фруктов и овощей (Fepex) Испании. По его словам, в городе Лерида в Валенсии два десятка человек, требуя от властей помощи, даже сожгли несколько ящиков с фруктами. Однако, это был единичный протест такого рода, подчеркнул Фрайле: большинство фермеров, несмотря на грозящие убытки, “спокойно дожидались решений ЕС” о положенных в таких случаях компенсациях.

Со своей стороны, представители организации производителей и экспортеров сельхозпродукции дважды встречались в августе с министром сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды Испании Исабель Гарсия Техерина. “В том, что компенсации будут выплачены, ни у кого сомнений не возникало”, – отметил Фрайле. Речь шла о деталях: сроках и размерах выплат, а также о том, как использовать предназначавшуюся для России продукцию. “Отрадно, что компенсации ЕС не заставили себя ждать – это и успокоило наших фермеров”, – резюмировал представитель Fepex.

“Первым делом ЕС выделил компенсации производителям персиков и нектаринов”, – сообщил DW сотрудник Минсельхоза Испании Хавьер Арриета. По его данным, они составляли почти треть всей плодоовощной продукции, которую Испания поставляла России до введения запрета. Компенсацию в 26,9 евро за 100 килограммов получают те производители, чьи фрукты передаются на благотворительные цели – для бесплатной раздачи малоимущим. Если же персики и нектарины идут на компост или уничтожаются, то производители получают 5,26 евро за 100 килограммов.

Второй важной новостью для испанских производителей, считает Арриета, стали компенсации за помидоры, занимавшие второе место в испанских поставках в Россию, и за другие овощи и фрукты: морковь, капусту, перец, огурцы, груши, яблоки, клубнику. При этом, к примеру, “помидорные” компенсации коснутся всей собранной и нереализованной из-за российского эмбарго продукции с 1 июня 2014 г. до 31 мая 2015 г. Условия выплаты те же, что и в случае с персиками, – поощрение благотворительности и минимальная компенсация за уничтожаемую продукцию.

По утверждению представителя Минсельхоза, правительство Испании теперь хочет добиться от ЕС скорейшей выплаты компенсаций за цитрусовые и мясомолочную продукцию. Кроме того, оно намерено увеличить квоты выработки соков, что поможет производителям получить вместо компенсаций более высокую плату за свою продукцию. Одновременно и со стороны организаций экспортеров, и правительства делаются попытки найти новые рынки сбыта. Одним из таких рынков может стать юго-восточная Азия: уже начата поставка фруктов самолетами в Малайзию.

Оба собеседника сошлись во мнении, что в итоге урон от российского эмбарго оказался незначительным, учитывая и компенсации ЕС, и относительно небольшой объем поставок в Россию – на сумму всего в 337 млн. евро в год. При этом представитель Fepex отметил, что “некоторые испанские экспортеры не были особо расстроены запретом”, поскольку считали свои поставки в Россию делом ненадежным – у них “возникали проблемы с российскими партнерами, в частности, из-за несвоевременной оплаты россиянами приобретаемой продукции”. (DW/Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий