В мае откроется первый в республике ресторан Burger King в торгово-развлекательном центре MEGA Alma-Ata. Зачин, судя по всему, должен произвести впечатление. Площадь заведения составит 555 кв. м, в нем будет 240 посадочных мест. Таким образом, алматинский ресторан станет вторым по площади в регионе, включающем Европу, Ближний Восток и Африку (EMEA). При этом заявляется, что речь идет о самой свежей, передовой концепции ресторана от Burger King.
Собственно, открывает заведение не сама корпорация, а ее локальный партнер. Франшизу приобрела группа “Верный капитал”. Партнер-основатель этого инвестиционного холдинга Тимур Исатаев говорит, что инициатива по привлечению данного брэнда в Казахстан исходила от их стороны. “Мы поняли, что ниша быстрого питания в Казахстане свободна, и начали искать мирового игрока с именем и технологиями”, – рассказывает бизнесмен. Burger King был выбран потому, что его продукция попросту показалась вкуснее. Этому не стоит удивляться – видимо, произошло совпадение вкусов. Дело в том, что базовым продуктом у данной сети является мясо, жаренное на гриле, а это близко к казахстанской кухне. Подкупило инвесторов и то, что компания имеет более гибкий подход к клиентам, чем принято в отрасли. Выражается это в том, что фирменный гамбургер Whooper составляется самим клиентом. “Хотите, например, меньше помидоров или больше салата – пожалуйста! – поясняет президент Burger King Corp. в EMEA Хосе Сил. – Один день в году мы даже продаем специальные гамбургеры для левшей – вот насколько мы заботимся о своих клиентах”. Свою роль сыграло и то, что у Burger King за спиной огромный опыт работы именно по франшизе – это было важно для компании “Верный капитал”, поскольку есть сети, для которых продажа франшиз – лишь побочный бизнес.
Переговоры между казахстанской стороной и владельцем брэнда несколько затянулись. Но объяснялось это не отсутствием интереса со стороны американцев или какими-то их сомнениями. Дело в том, что сам Burger King находился в состоянии реструктуризации. Сеть недавно была приобретена инвестиционной компанией 3G Capital, которая решила провести делистинг бумаг, и весь прошлый год был посвящен этой сложной задаче.
В действительности Burger King очень даже настроен на экспансию в развивающиеся страны вроде Казахстана. В середине марта была опубликована отчетность Burger King за 4 квартал прошлого года. Там сказано, что выручка собственной сети ресторанов составила $1,64 млрд., выручка же от предоставления франшизы оказалась равна примерно $697 млн. Однако эти цифры обманчивы. Приобретение еды и упаковки для собственных ресторанов обошлось компании в $525 млн. Это не говоря о расходах на оплату труда персонала и аренду помещений. Неудивительно, что корпорация крайне заинтересована в привлечении франчайзи. Партнеры сами инвестируют средства в развитие точек, несут риски, владелец же брэнда контролирует качество, консультирует предпринимателей, проводит тренинги для персонала. Большая часть ресторанов Burger King работает именно на условиях франшизы. Часто это семейные предприятия, включающие небольшую сеть из нескольких точек.
Судя по отчетности, компания явно заинтересована в новых партнерах. В прошлом году она закрыла 45 собственных ресторанов в США и Канаде. Еще пять заведений в североамериканском регионе ликвидировали партнеры. Вместе с тем в регионе EMEA было куплено 165 новых франшиз, в Латинской Америке появилась 81 франшиза, в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнеры приобрели 69 франшиз. Всего сеть насчитывала на 31 декабря 2011г. 12512 заведений по всему миру. Причем девять из десяти ресторанов были не собственными, а именно партнерскими. Все это на фоне небольшого, но постоянного падения продаж в североамериканском регионе: в 2011 г. – на 3,3%, в 2010 г. – на 3,7%. Вместе с тем выручка в прошлом году в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Латинской Америке выросла примерно на 13%, а в EMEA – на 6,5%. Маржа тоже везде понемногу растет, кроме домашнего рынка, где она падает. Так что звонок из Казахстана явно должен был обрадовать менеджеров Burger King. Захват новых территорий сейчас стратегически важен для сети. Однако точно так же важно и не потерять динамику – чтобы франчайзи оказался успешным.
Именно поэтому местный партнер прошел все положенные тесты на надежность. Речь идет в первую очередь о наличии хорошей команды, которая не завалит проект, а также собственных средств. “Заемный капитал для такого бизнеса привлекать бессмысленно, – говорит Тимур Исатаев. – Проект долгоиграющий, и мы понимаем, что отдача будет не скоро”. Исатаев пока не хочет загадывать, сколько ресторанов будет в итоге открыто в Казахстане. Для этого нужно посмотреть на результаты первой точки, после чего многое прояснится.
На вопрос, почему в Казахстане до сих пор нет таких компаний, как McDonalds, и не свидетельствует ли это о том, что казахстанский рынок фаст-фуда в принципе неинтересен, Исатаев отвечает следующим образом: “Если отринуть всякие конспирологические версии, получившие распространение в интернете, то становится очевидно, что во всем виновата тяжелейшая логистика. Крупные населенные пункты разбросаны по огромной территории. При этом открывать один ресторан экономического смысла не имеет. Мы, например, отлично понимаем, что первое наше заведение будет планово убыточным”. Но с ростом числа точек начнет расти и прибыль за счет экономии на масштабе. Тимур Исатаев уверен, что его команда сможет справиться с описанной выше проблемой, несмотря на всю ее сложность.
Что удручает, “Верный капитал” не смог пока найти в Казахстане ни одного поставщика продуктов, который удовлетворил бы Burger King, поэтому для первого заведения все ингредиенты будут поставляться из Европы. В будущем казахстанский Burger King начнет постепенно обрастать кругом местных поставщиков, как надеется Исатаев.
“У нас большие амбиции, – говорит он. – Не стоит забывать, что у нас рядом Сибирь, а там Burger King пока нет – в России он представлен только в столицах. Границы благодаря Таможенному союзу стали прозрачными, так что мы уже задумываемся о продвижении на север”. Не исключено, что “Верный капитал” не ограничится одним Burger King и приобретет франшизу также какой-нибудь другой смежной сети из сегмента фаст-фуда. (Эксперт-Казахстан/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)