За три недели, предшествовавшие 2 февраля 2012 г., пшеничные фьючерсы на Чикагской товарной бирже (CBOT) поднялись на 9,5%, кукуруза подорожала на 5,1%. Ценам на пшеницу поддержку оказали необычные морозы, обрушившиеся на Европу с температурами, опускавшимися до минус 20-30 градусов по Цельсию. В тех областях, где снежный покров оказался недостаточным, озимые посевы оказались под угрозой. Причиной подъема цен на кукурузу стал высокий импортный спрос на американское зерно на фоне потерь, понесенных продуцентами в Южной Америке и Мексике.
Начало 2012 г. ознаменовалось обострением конкуренции за посевные площади между культурами. Рыночные сигналы со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости расширения в США посевов не только кукурузы, но и соевых бобов.
В последнюю неделю января цены на соевый шрот следовали общей повышательной тенденции, оставаясь при этом наиболее сильным звеном соевого комплекса.
Укрепление цен на шрот способствовало повышению эффективности переработки соевого сырья. Только за четыре недели, прошедшие до 2 февраля, стоимость соевого шрота в Роттердаме повысилась на 7-8%, в то время как цены на соевые бобы были подвержены колебаниям, а цена масла и вовсе немного понизилась. В результате с 45% до 43% сократилась доля масла в общей стоимости соевой продукции и повысилась маржа переработчиков, из-за низкого уровня которой производство соевого шрота уже снизилось до уровня, недостаточного для удовлетворения потребностей рынка.
За счет обилия ресурсов подсолнечного масла, предлагавшегося по более конкурентным ценам, спрос на соевое масло в последнее время оставался достаточно вялым. По состоянию на 2 декабря 2011 г. запасы соевого масла в Аргентине и Бразилии были значительно выше, чем на ту же дату предыдущего года. На 2 февраля 2012 г. скидка к цене предложения подсолнечного масла относительно соевого на аргентинском рынке составляла $59.
Эксперты “Oil World”, однако, полагают, что укрепление позиций шрота относительно соевого сырья и масла будет носить временный характер, и, как только экспортные ресурсы подсолнечного и пальмового масел истощатся, ситуация снова изменится. Если посевы рапса в Восточной Европе действительно серьезно пострадают от морозов, такой сценарий станет еще более вероятным.
Перспективы расширения посевов подсолнечника эксперты оценивают скептически, поскольку цены на продукцию комплекса упали в гораздо большей степени, чем на другие виды масличных и зерно.
Ожидается, что в ближайшие месяцы мировые цены на масла и жиры будут укрепляться на фоне снижения темпов роста производства пальмового и подсолнечного масел. Дополнительную поддержку ценам окажут снижение южноамериканского урожая соевых бобов и негативные прогнозы по рапсу.
Цена пальмового масла за три недели, прошедшие до 2 февраля, упала на 6%, что отчасти объясняется высоким уровнем запасов и растущим индонезийским экспортом. По имеющейся информации, правительство Малайзии пока не публиковало квоты на беспошлинный экспорт сырого пальмового масла, что ограничивает вывоз и тем самым оказывает давление на цены. Возможно, полагают эксперты, Малайзия хочет вообще отказаться от системы квотирования в ответ на меры индонезийского правительства. Введение преференциальных экспортных пошлин в Индонезии ухудшило условия конкуренции для экспортоориентированного сектора переработанной пальмовой продукции Малайзии. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)