Угрозы россиян исключить из своего рациона украинский сыр неожиданно поддержали белорусы и казахи, причем в список опальных продуктов могут попасть и другие молочные изделия, в частности, мороженое. Наши производители уже подсчитывают потери, и они могут оказаться внушительными. Последствия “молочных войн” грозят отразиться и на животноводах.
“Сырный” скандал, вспыхнувший между Украиной и Россией в начале года, набирает обороты. Напомним, в средине января главный санитар России Геннадий Онищенко обвинил украинских молочников в попытках накормить граждан соседней страны некачественным сыром, в производстве которого, якобы, вместо молочных жиров используются растительные, в частности, пальмовое масло. Тогда отечественные чиновники усмотрели в громких заявлениях российского коллеги не столько реальную угрозу для украинских экспортеров сыра, сколько продолжение словесной перепалки между аграрными ведомствами государств.
Очередной выпад российского “санитара” расценили как ответный ход на требование украинских государственных мужей извиниться за резкую оценку реформ нашей системы контроля качества продуктов питания (после того, как полномочия передали ветеринарной службе, Онищенко съязвил, что Украина, очевидно, считает своих граждан животными). Позже, когда к анализу ситуации подключились политологи, в “сырных” обвинениях усмотрели месть россиян за несговорчивость Украины в газовом вопросе. Но потом стало понятно, что проблема на самом деле намного глубже и выйти из этой ситуации без потерь наши сыроделы вряд ли смогут.
Неожиданно сырная тема оказалась удивительно резонансной: Союз пищевых предприятий Санкт-Петербурга поддержал выпады Роспотребнадзора и подтвердил, что согласно его данным, злополучное пальмовое масло в украинском сыре действительно имеется. Молочники не преминули отметить, что такая рецептура вредит не только желудкам россиян, но и их бизнесу – ведь украинские поставщики, используя дешевые технологии, имеют возможность демпинговать. Претензии россиян поддержали и белорусы – с обвинениями в экспериментах с пальмовым жиром в адрес наших сыроделов выступило местное аграрное ведомство. На этом фоне попытки украинских предприятий оправдаться (обелить репутацию попытались, в частности, Молочный альянс и Звенигородский сыркомбинат) только еще больше озлобили оппонентов.
Важно отметить, что сыр может оказаться далеко не единственным молочным продуктом, попавшим в немилость к соседям. Таможенный союз заявил, что в 2012 г. намерен изменить стандарты маркировки мороженого. Из этой категории планируется вычеркнуть продукцию, при производстве которой не используется молочное сырье. Первыми список покинут сорбеты и фруктовый лед, дальше в “группе риска” производители, которые злоупотребляют растительными жирами. По мнению аналитика компании ААА Марии Колесник, это решение может практически полностью остановить поставки наших холодных десертов в соседнюю страну, тем более, что регламенты для товарных кодов, по которым в РФ можно будет импортировать “немолочные” десерты, еще не разработаны и когда они появятся – неизвестно.
Пока официального запрета на экспорт украинских сыров и мороженого в страны Таможенного союза нет. Но поставщики рассказывают, что их российские, белорусские и казахские партнеры резко сократили закупки и отказываются подписывать “долгоиграющие” контракты. Так что наши молочники уже подсчитывают потери, а они могут оказаться немалыми. По данным Марии Колесник, в прошлом году на внешних рынках было реализовано 66 тыс. т из 179 тыс. т произведенного в Украине сыра, причем 55 тыс. т (почти на $300 млн.) съели россияне. И заменить “аппетитный” российский рынок нашим производителям нечем. “Теоретически украинские сыры можно было бы реализовывать в азиатских странах, но разработкой этого направления предприятия не занимались, ориентируясь на емкую и сверхпривлекательную российскую розницу. ЕС для нас пока закрыт, так как там очень жесткие требования к молочному сырью, выполнить которые наши животноводы пока не могут”, – резюмирует Мария Колесник.
Схожая ситуация и с мороженым. По данным консалтинговой компании “Астарта Танит”, из экспортных 3 тыс. т холодного лакомства почти 17% было поставлено в Россию и более 22% в Казахстан. Именно эти рынки украинские мороженщики считали наиболее приоритетными и перспективными.
Если проблемы с экспортом мороженого грозят убытками исключительно самим хладокомбинатам, то ситуация с сыром рискует потянуть на дно всю молочную отрасль. Не секрет, что именно сыроделы в последние годы являлись основными потребителями молочного сырья. А достаточно высокая рентабельность этого бизнеса позволяла им диктовать цены на молоко. За последний год сырьевые войны привели к увеличению закупочных цен почти вдвое – до 4 грн/л. Этот факт, наконец-то, сделал продажу молока интересной для животноводов. И хотя, по данным Госстата, молочное стадо в Украине продолжает сокращаться (с 2,7 тыс. голов в 2010 г. до 2,6 тыс. в 2011 г.), некоторые хозяйства все же начали наращивать поголовье. В итоге впервые за последние годы наметилась положительная тенденция увеличения доли товарных ферм в общем сырьевом “банке”, говорит Мария Колесник.
Согласно опросу, проведенному центром “Социальный мониторинг” Украинского института социальных исследований им. А. Яременко, почти 40% участвовавших в исследовании хозяйств в 2011 г. увеличили поголовье. Средняя динамика прироста составила почти 80 коров на хозяйство. Многие заявили о планах наращивать стадо и в этом году. Но не факт, что животноводы захотят инвестировать в фермы в случае снижения закупочных цен на молоко, которое при сокращении производства сыров неминуемо.
По словам Марии Колесник, снижения спроса на сырье со стороны сыроделов стоит ожидать уже в ближайшем будущем, ведь сейчас их склады уже и так затоварены “лишней” продукцией, поэтому предприятия будут сокращать объемы производства. Это может повлечь за собой снижение закупочных цен на молоко, как минимум, на треть, констатируют в Украинском клубе аграрного бизнеса. Как следствие, темпы сокращения молочного поголовья снова начнут увеличиваться. (Контракты/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)