В конце мая в Париже прошла конференция CNIEL, посвященная развитию и будущему рынков молочной продукции. В своей презентации под названием “Китай, 2022 год, полный неопределенностей” Жан-Марк Шомет напомнил аудитории, что 2021 год был хорошим годом для китайского молочного сектора, который наращивает производство четвертый год подряд, передает The DairyNews.
Эксперт отметил, что производство молока увеличилось на 7,2% в сезоне 2021/2020, приблизившись к отметке в 40 миллионов тонн, а в период 2019/2020 рост составлял 15%. Одной из причин такого роста является рекордная цена на молоко в 2021 году, близкая к 600 евро за тонну.
“За 3 года цена на молоко в местной валюте выросла на 24%, что является абсолютным рекордом для Китая”, — объясняет Шомет, добавляя, что производство характеризуется ускоряющейся концентрацией поголовья скота: 43% стада приходится на фермы с более чем 1000 голов и 16% — на фермы с более чем 5000 голов.
Что у компаний?
Основные китайские производители молока показали хорошие результаты в 2021 году, в том числе Youran (рост на 16%) и Modern Dairy (рост на 32%). Продажи также увеличились у производителей молочной продукции во главе с Yili и Mengniu, которые усилили доминирование над конкурентами. По данным Euromonitor, в 2021 году на долю Yili и Mengniu приходилось 48% рынка жидких молочных продуктов и 54% рынка ферментированных молочных продуктов.
“Китайские лидеры входят в топ-10 молочных компаний мира”, – добавил Шомет. Yili занимает 5-е место сразу после Danone (с оборотом в 12,1 млрд евро в 2020 году), Mengniu – 9-е место сразу после Arla с оборотом в 9,7 млрд евро в 2020 году.
Еще одним фактором успеха китайских молочных продуктов является потребление, которое продолжает расти. Продажи молока и кисломолочных продуктов в городских регионах выросли на 4,4% в 2021/2020 годах в стоимостном выражении (KantarWorldPanel), в то время как продажи сыра подскочили на 32,7% в стоимостном выражении в 2021 году.
Инновации
“Еще одним сильным фактором потребления молочных продуктов в Китае являются инновации”, – добавил Шомет, заявив, что в 2021 году в Китае было выпущено более 400 новых продуктов, что в 4 раза больше, чем в США. Примерами новых молочных продуктов в Китае являются йогурт Zhen (ферментированный продукт с меньшим содержанием сахара, добавлением белого персика, овсяных хлопьев и ячменя) и Yili-Jindian, на основе молока от чистокровных коров породы джерси.
Чтобы справиться с увеличением потребления, китайский импорт молочных продуктов резко вырос в 2021 году, как следствие выросли цены.
Еще одной изюминкой китайского молочного рынка является возрождение доверия потребителей к национальным брендам. Доверие китайские бренды возвращали с 2016 года, работая не только по всем каналам коммуникации. Лидеры рынка активно работают с социальными кампаниями, помогают бедным и соцучреждениям, поддерживают образование.
В 2022 году одной из ключевых проблем для китайского молочного рынка остается рост цен на корма. Потребление остается сильной движущей силой сектора – на это пока не повлияли даже периоды ужесточенных локдаунов, связанных с политикой нулевой терпимости к covid-19.
В начале года изоляция нескольких городов препятствовала торговле, сократился импорт молочных продуктов.
Однако сейчас потребление остается сильным, а локдауны постепенно ослабляются. (DairyNews.today/Пищепром Украины)