Несмотря на войну, в Украине стартовала посевная кампания, которую с уверенностью можно назвать самой сложной за всю историю независимости. Впрочем, несмотря на трудности с топливом, семенами, удобрениями и проблемами с реализацией уже имеющихся запасов зерна, на территориях, где не ведутся боевые действия, фермеры всеми силами стараются увеличить объемы посевов. Но, как прогнозируют эксперты, учитывая масштабы боевых действий — без потерь все равно не обойтись. По примерным оценкам, в этом году общие площади посевов сократятся на 30%. В денежном эквиваленте страна недополучит около $7 млрд, а бюджет — порядка 25 млрд грн, пишут Вести.
Старт посевной
На прошлой неделе Украина начала посевную кампанию. «По состоянию на конец прошлой недели уже было посеяно более 150 тыс. гектаров яровых культур. В мирное время мы сеяли около 15 млн гектаров яровых. Основные культуры — это кукуруза, соя, подсолнух, просо, овес, гречка и сахарная свекла. В этом году, хотя фермеры готовы идти на посевную и проводят сельхозработы, мы ожидаем, что площадь посевов сократится где-то на 30%», — рассказывает заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий. По его словам, сегодня украинские фермеры обеспечены удобрениями на 80%, семенами на 75%, а средствами защиты растений — на 60%. «Но мы активно работаем и довезем в ближайшее время необходимое количество», — отмечает Высоцкий.
«Война уничтожила мои предприятия»
Сокращение площади посевов в первую очередь обуславливаются проведением активных боевых действий. Так, например, как рассказывает Vesti.ua фермер из Запорожской области, владелица двух сельхозпредприятий Лиана Бойченко, война полностью разрушила ее предприятия.
«У меня два предприятия — „Лиана“ (с. Долинка) и „Виктор“ (с. Щербаки), оба находятся в Васильковском районе Запорожской области. С 26 февраля оккупанты выгнали моих сторожей и заняли полностью фирму. Сейчас там куча блокпостов, и я уже месяц не могу узнать, что там происходит. Знаю, что оттуда вывозили технику, у меня там было очень много зерна, так как я его всегда держу до весны, чтобы продать по нормальной цене. У меня там тысяча тонн зерна лежит, серьезная техника. А там сейчас бои идут каждый день. Проблемы серьезные. Я сколько ни пыталась туда попасть, все тщетно… Туда ни гуманитарная помощь не заезжает, ни ремонтно-эксплуатационные службы. У людей уже месяц нет ни газа, ни света. Не пускают коммунальные службы, и все… Сказали, пока они там, никто ничего делать не будет. Каждый день идут бои, каждый день люди сидят в подвалах», — говорит Бойченко. Естественно, в таких условиях сеять ничего не возможно. «Даже страшно представить, сколько времени все это нужно разминировать. Какой трактор туда может заехать?» — сетует фермер.
По ее словам, не лучше ситуация и на другом предприятии.
«На другое мое предприятие 25-го числа заехали наши ВСУ с БТРами, пушками и другой военной техникой и начали бои с оккупантами. И разнесли мне просто по-варварски все, что можно было. Сгорело полностью все предприятие. Пять ангаров, где у меня находилось порядка 1,5 тыс. тонн зерна. Подсолнух сгорел, пшеница может еще не вся сгорела… Короче, пять ангаров полностью разворотило, как розы. Все зерно лежит под открытым небом. Газоны (сельхозтехника. — Авт.) вывезли, другая техника сгорела, офис простреленный. Другими словами, все, предприятия нет. И меня опять-таки туда не пускают. Потому что они ночью где-то стоят, а днем снова приезжают. Одним словом, закрытая зона. Вот такая ситуация… Так что я даже не представляю, что делать и что сказать. Ведь люди же еще сидят в подвалах. Голодные и холодные. У кого дома сгорели.. У моих механизаторов по четверо детей. Сидят в надежде.. А какая может быть надежда, я даже не знаю», — делится переживаниями Бойченко. В то же время, по ее словам, другая сторона Васильевского района, например, Орлянка, — там хоть и временно оккупированные территории, но тем не менее люди пытаются сеять. «Там боев не было. И люди начали что-то делать. Там хоть и оккупанты стоят, но им разрешили что-то делать. И они там шкрябают», — рассказывает Лиана.
Не могут сейчас завершить подкормку и приступить к посевной в связи с активными боевыми действиями и в части Николаевского региона. Об этом сообщили компании Группы «ВК Прометей» и «АГРО КАПИТАЛ ЦЕНТР», расположенные в Баштанском районе Николаевской области. Компаниям удалось засеять лишь четверть своих площадей.
«Будем сеять по-максимуму»
В то же время фермерские хозяйства в тех регионах, куда война не пришла, все равно испытывают трудности. Например, как рассказывают в компании «Агро Импорт» в том же Николаеве, фермеры и аграрии продолжают весенние полевые работы. «Кто-то еще подкармливает озимые — вносит азотные удобрения, кто-то начал посев ранних яровых культур — ячмень, горох, лен масличный. Мы делаем и то, и то, плюс как всегда готовим виноградники, хотя в них прилетает больше всего снарядов „Градов“ и „Смерчей“. Но мы верим, что нам удастся вырастить, а самое главное — убрать наш рапс, зерновые — пшеницу и ячмень, лен, подсолнечник и другие культуры», — говорят в компании. Удалось начать посевную и в Волынской области. Как рассказал Vesti.ua глава фермерского хозяйства «Перлина Турии» Владимир Яренчук, они уже посеяли овес и пшеницу.
«Очень сложный вопрос с топливом. Мы ездили по заправкам и скупали как только можно — по 50, по 30 и по 20 л, выпрашивали продать за наличку. Другого выхода просто не было. Работа кипит, нужно сеять. Что касается Минэкономики и Минтранса, которые обещают помочь фермерам с топливом, то диалог ведется. Но пока это только диалог и не более. Они собирают заявки и по топливу, и по банкам. Я имею в виду беспроцентные кредиты. Но пока ни по топливу, ни по кредитам реальных действий я не увидел. Используем только тот ресурс, который удалось нам скопить. Ничего не продается, кроме молока. И то нам платят только 50% от того, что мы зарабатываем. Остальное идет дальше на погашение задолженности», — говорит Яренчук.
Что любопытно, уменьшать объемы посевов на предприятии не планируют. «Наоборот, некоторые поля, которые пустуют возле наших угодий, а это где-то 100-150 гектаров, мы планируем дополнительно засевать еще и их. То есть даже добавляем. В общем, будем сеять по-максимуму, что успеем и как будет получаться. Главные вопросы сейчас — как быстро пойдет топливо и беспроцентные кредиты. Техника у нас есть, семена есть. Удобрений придется дать меньше. Ну тут ничего не поделать, будет меньший урожай, но площади будут засеяны», — рассказывает Яренчук.
В целом же, по данным правительства, к посеву яровых приступили уже в половине областей. В Минагро сообщают, что фермеры будут работать везде, где не ведутся активные боевые действия.
Некуда продавать
Но посеять — это еще полбеды. Не менее важная задача — реализовать собранный урожай.
«Украина последние 15 лет развивала портовую логистику. А как мы понимаем, порты сегодня заблокированы… Для понимания, если говорить об урожае, то две трети его мы вывозили на экспорт — это источник валюты. Соответственно, аграрный сектор — он экспортно ориентированный. Если, например, взять подсолнечное масло, то 90% мы экспортируем. Фактически Украина обеспечивала не только себя но и другие страны. И когда черноморская логистика уничтожена, то, конечно, возникают проблемы с логистикой. Есть запасы зерна, которые значительно превышают потребности Украины, но вопрос — как профинансировать следующий цикл посевной. Аграриям нужны оборотные средства, а для этого необходим экспорт. Хотя сейчас ситуация нормализуется, если можно так сказать. Динамика экспорта через западные границы улучшается. В марте вывезено около 1,5 млн тонн зерна. По маслу — 100 тыс. тонн. Это далеко от тех показателей, которые мы экспортировали через черноморские порты, но уже полного вакуума нет», — говорит советник президента Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа.
Но как бы там ни было, объемы все равно далеки от желаемых. Поэтому зернотрейдеры практически не скупают зерно для экспорта у крупных фермеров.
«Ни одного звонка относительно закупок зерна за последний месяц не было. То есть уже 33-й день, никто не звонил. Не знаю, как будет дальше. Зерно было сохранено под весну. То есть были использованы удобрения, все мероприятия по его защите, а реализации нет», — сетует Яренчук.
Минус 25 млрд для бюджета
При этом даже несмотря на все трудности, эксперты убеждены, что дефицита на внутреннем рынке не будет.
«На протяжении десятилетий 80% всего урожая зерновых Украина экспортировала, что позволяло нам кормить 300-400 млн человек по всему миру. Сегодня есть риски утери 20-30% посевов. Что это означает? Это означает, что нам на внутреннем рынке продовольствия хватит. Но вот для 100 млн человек за границей продукции не будет. Это Северная Африка, Восток, Юго-Восточная Азия», — отмечает Высоцкий.
Если же говорить о потерях для бюджета Украины, то в 2021 году аграрный экспорт составил $22 млрд. «Если мы сейчас говорим, что может потеряться эта одна треть, то это минус $7 млрд поступлений. Это колоссальные деньги. Это и курс доллара, это и налоги. Что касается налогов, то это, по примерным оценкам, — минус 25 млрд грн», — говорит Высоцкий. (Новости/Пищепром Украины)