В 2024-2025 годах Египет продолжил укреплять свои позиции на рынке импортной земляники садовой в Казахстане, а Марокко стало крупнейшим прямым поставщиком свежей голубики в Узбекистан. По данным EastFruit, эти две североафриканские страны сегодня играют ключевую роль в удовлетворении растущего спроса на внесезонные свежие ягоды в Центральной Азии на фоне активного экономического роста в регионе и стремительного развития местных рынков.
«Согласно последнему обзору мировой экономики от МВФ, в 2023-2024 годах ВВП Казахстана и Узбекистана увеличивался примерно на 5% и 6,5% соответственно. Это делает их особенно привлекательными для поставщиков, которые ищут новые рынки взамен традиционных, где рост экономики и потребления замедлился», — комментирует Евгений Кузин, аналитик плодоовощного рынка в проекте EastFruit.
«Хотя объемы импорта в этих странах пока уступают более крупным рынкам, стремительный рост спроса на свежую продукцию, включая ягоды, открывает хорошие возможности для экспортеров, особенно на фоне низкой конкуренции с другими поставщиками».
Маркетинговый год 2024/25 (с июля по июнь) вновь подтвердил лидерство Египта на казахстанском рынке свежей земляники садовой. После первых серьезных объемов экспорта в МГ 2022/23, уже через год Египет стал основным поставщиком этой ягоды на рынок Казахстана. С июля 2024 по апрель 2025 года Казахстан импортировал 1,5 тыс. тонн египетской земляники садовой – это на 7% больше, чем в предыдущем сезоне, и более чем в пять раз превышает объемы МГ 2022/23.
Особенно примечательно, что египетские экспортеры продолжает вытеснять Турцию с казахстанского рынка, несмотря на то, что она к Казахстану находится ближе, чем Египет. В текущем году турецкая земляника садовая появилась на казахстанском рынке только в апреле 2025 года, что, помимо конкуренции с Египтом, вероятно, связано и с сокращением урожая этой ягоды из-за неблагоприятных погодных условий.
По данным Турецкого Института Статистики, в 2025 году производство земляники садовой в стране сократится на 4%. Это подтверждается и мониторингом цен EastFruit: в январе–мае 2025 года средняя цена на турецкую землянику садовую на местных оптовых рынках была на 40% выше, чем годом ранее, несмотря на ослабление турецкой лиры.
В то же время Узбекистан в 2024 году импортировал рекордные 310 тонн свежей голубики. При этом почти все страны-поставщики увеличили объемы поставок, в особенности Марокко, которое стало крупнейшим прямым экспортером голубики в страну. Казахстан сохранил статус основного поставщика, однако его объемы в основном представляли собой реэкспорт, поскольку собственного производства голубики в стране практически нет. Марокканская продукция продолжила поступать в Узбекистан и в первые месяцы 2025 года, поддерживая устойчивый рост импорта.
«Реальное потребление голубики в Узбекистане, скорее всего, выше официальных данных, так как часть поставок не фиксируется в статистике. Тем не менее даже официальные цифры демонстрируют уверенный рост и создают прочную основу для дальнейшего расширения рынка», — добавляет Евгений Кузин. «Согласно прогнозам, экономика Узбекистана будет расти в среднем на 5,8% в год до 2030 года, а это почти в два раза выше среднемирового показателя в 3,0%. А значит, спрос на импортные ягоды и другие фрукты будет только увеличиваться».
Рост интереса к Центральной Азии со стороны Египта и Марокко также поддерживается и международными проектами. В рамках совместного проекта ФАО и ЕБРР, направленного на диверсификацию экспортных рынков, Центральная Азия была определена как одно из наиболее перспективных направлений для развития поставок фруктов и овощей из этих стран. Важным шагом в этом направлении стала торговая миссия в Ташкент, проведённая в мае 2024 года. Она сыграла значимую роль в укреплении позиций египетской и марокканской продукции в регионе и стала важным этапом в расширении их присутствия на быстрорастущих рынках Центральной Азии. (EastFruit)