Еврокомиссия визуализировала динамику закупок молочных продуктов из Украины за последние три года. Ниже два графика помесячного экспорта из Украины в ЕС в разрезе стран и продуктов, пишет телеграмм-канал UA-82.5.
Конечно, эти цифры нам знакомы, но дополнительная визуализация позволяет еще раз выделить важные моменты:
В 2021 году, как и в первые два месяца 2022 года, экспорт молочных товаров в ЕС был минимальным из-за довольно дефицитного баланса и, главное, непривлекательных цен для торговли.
В этот период в ЕС продавался преимущественно кислотный казеин (Украина традиционно является одним из главных поставщиков этого товара в ЕС), основной покупатель — Польша. По другим товарам продажи были неинтересными, не смотря ни на сертифицированные заводы, ни на квоты.
В отличие от Украины, ЕС считает казеин в своей молочной статистике, соответственно, и в торговом балансе по молоку (концентрация протеина в казеине втрое больше СЗМ).
Ситуацию изменило полномасштабное вторжение РФ. Проблемы с логистикой (ее отсутствием) и разрешениями для водителей делали свое дело, но уже в мае украинские компании активно использовали экспортные квоты в ЕС. Некоторые даже сумели весной 2022 года получить (завершить) сертификацию производственных площадок в ЕС.
Несмотря на то, что на складах переработчиков на начало лета 2022 года уже накопилось рекордное количество запасов, которое с июня начало буквально «выливаться» наружу вместе с разрешением ЕК на торговлю «без тарифов, без квот».
Кроме свободной торговли с ЕС, на высокие показатели экспорта молочной продукции в период июнь-декабрь 2022 года влияли еще два важных фактора: изменение внутреннего баланса спроса и предложения (избыток молока и молокопродуктов после относительно сбалансированной ситуации в период 2-2 , влияние которой усилилось после девальвации гривны
Ценовой фактор объясняет вопрос, а что случилось в январе 2023 года? Мировая/европейская ценовая конъюнктура резко ухудшилась, потому, как и в 2021 году, продавать продукцию в ЕС стало невыгодно.
В июне 2023 года мы увидели последний мощный скачок продаж в ЕС. Он был связан как с выполнением контрактов после первых логистических ограничений на западных границах (апреле-мае), так и сезонным накоплением товаров на складах.
При том, видим, что в 2023 году основные объемы внешних продаж были снова связаны с протеином: сухое молоко и сыворотка, кислотный казеин. Эта ситуация свойственна не только отношениям с ЕС, но и общим трендам украинского молочного экспорта. На фоне двух волн возвращений украинцев в 2023 году, мы вновь оказались в ситуации 2019-2021 годов: профицит по молочному протеину и дефицит по молочным жирам (из-за этого и рост импорта сыров и сливочного масла) в 2 раза.
Ситуация в 2024 году будет, в первую очередь, определяться ходом войны, однако в базовый прогноз внешней торговли мы закладываем те же тенденции, которые наблюдали в прошлом году.
В конце концов, на данный момент определяем Польшу, Болгарию и Германию, как самые важные страны для текущего экспорта украинской молочной продукции в ЕС. (УАК/Пищепром Украины)