Буштынское месторождение соли в Закарпатской области не работает на полную мощность. Поэтому Украина вынуждена закупать техническую соль в Африке. Об этом глава Закарпатской облгосадминистрации Виктор Микита рассказал в интервью Укринформу.
По его словам, предприятие начало разрабатывать месторождение в 2022 году, после российского вторжения. Работа запускалась очень быстрыми темпами, из-за чего постоянно возникали проблемы.
“Проблема заключалась в том, что на момент запуска разработки месторождения не была должным образом проведена геодезия. Они сначала не планировали бетонировать шахту, впоследствии, когда проход начал засыпаться, это необходимо было сделать. Поэтому заново копали, ставили металлоконструкции, укрепляли и т.д.”, – объяснил Микита.
А когда дошли до породы и убедились, что соль есть, начали усиливать вход в шахту. Он прорыт на длину более 200 м и имеет глубину 70 м. На эти укрепления ушло много времени.
“В то же время мы говорили, что мощности этой шахты должны обеспечивать все потребности страны в технической соли. А это — 400 тысяч тонн в год. Теперь представьте себе, что эти 400 тысяч тонн уедут с места добычи грузовыми автомобилями…” – отметил он.
Из-за риска уничтожить грузовиками трассы Мукачево-Рогатин и Киев-Чоп власти начали договариваться с Укрзализныцей о прокладке отдельного пути к месторождению.
“Договоренности есть, но этот вопрос не закрыт на сегодняшний день, потому что предприятие использовало все инвестиции на строительство тоннеля и прохода в шахту. Там строят два тоннеля, один — резервный, чтобы в случае повреждения первого работа продолжалась из-за резервного и не останавливалось производство. Второй тоннель пока не достроен. Поэтому сейчас мы говорим, что предприятие добралось до породы, начали отбирать техническую соль”, – рассказал глава ОВА.
Чтобы наладить инфраструктуру, провести разведку месторождения, доделать проход, нужен еще год. Инвестор вложил в этот проект уже около 170 млн грн.
Пока Буштынское месторождение не имеет постоянной добычи в промышленных масштабах. Практически всю добытую соль в конце ноября передали в Одесскую область во время снежного фронта, который остановил движение в этом регионе. Инвестор предоставил эту соль бесплатно, в Одесскую область поехало 54 тонны технической закарпатской соли, из которой вышло около 150 тонн смеси для посыпания дорог.
На Буштынском месторождении сейчас добывают около 45 тонн технической соли в сутки. При необходимости могут увеличивать цифру до 200 тонн – это получается 600 тонн смеси для посыпания дорог. Этого хватит Закарпатью для себя и соседних областей. Но такое количество технической соли не покроет все потребности страны, подчеркнул Виктор Микита.
Техническую соль сейчас доставляют из африканских стран по 2500 грн за тонну. До войны стоимость тонны технической соли из Артемсоли составляла 1500 грн. Когда в 2022-м не было никакой соли, ее завозили по цене 7000-9000 грн за тонну.
Стоимость закарпатской соли из Буштынского месторождения сейчас составляет 3000 грн, но качество на порядок выше африканского, утверждает председатель ОВА.
“Производитель проводил экспертизы, она прекрасно растворяется. Поэтому закарпатскую соль будут покупать. Плюс, если учесть логистику, то поступающая в порты соль где-то там на юге страны и будет осваиваться, а мы своей сможем закрывать потребности запада и центра”, – отметил он. (LIGA.Бизнес/Пищепром Украины)