Сегодня украинский рынок свинины переживает настолько бурный рост, что заставляет вспоминать о знаменитой американской «золотой лихорадке» середины XIX века.
Только в качестве живого золота выступают товарные поросята. Эксперты называют цифры в 300 % рентабельности. О трендах в украинском свиноводстве мы расспросили Сергея Касьянова, председателя совета директоров агрохолдинга KSG Agro.
– С какими основными вызовами пришлось столкнуться украинским аграриям в начале войны?
– Война нанесла колоссальный удар по жизням и судьбам миллионов людей. Стране пришлось адаптироваться к новой реальности и психологически, и экономически, и стратегически.
В первую очередь это касается производства продуктов питания. Потому что без полноценного питания человек не может жить и работать, не говоря уже о том, чтобы успешно и эффективно воевать.
Здесь нужно понимать, что воюют не только армии, солдаты и техника. Воюют экономики, промышленность, сельское хозяйство, системы управления отраслями и бизнесом.
Поэтому можно сказать, что украинские производители продовольствия оказались в эпицентре военных действий. В очень непростых условиях им предстояло удовлетворить потребительский спрос в тылу, структура которого из-за миграции и беженцев была нарушена.
Кроме того, сотни агропредприятий Херсонской, Запорожской, Харьковской областей оказались на оккупированной территории и в одно мгновение выпали из системы украинского агропроизводства.
Не лучшим образом обстояли дела и у агрохозяйств, которые примыкали к зоне боевых действий. Например, на Днепропетровщине нам приходилось обрабатывать поля под обстрелами, в 20 км от линии фронта.
Это был колоссальный удар по государственным финансам, поскольку аграрный сектор является бюджетообразующим. Удар пришелся по агрокомпаниям и производителям продовольствия, так как были нарушены логистика, цепочки поставок и сбыта, кредитование, обеспечение ГСМ, энерго- и водоснабжение предприятий.
На определенном этапе миграции приводили к кадровым проблемам. И в этих обстоятельствах, вопреки первому шоку и хаосу, нужно было не довести ситуацию до продовольственного дефицита, сохранить производственный потенциал, накормить армию, школы, больницы и миллионы людей в тылу. Слава Богу, нам это удалось.
– Скажите, что произошло за последние годы с производством свинины?
– Если говорить о перспективах свиноводства в нашей стране, то нужно учитывать, что свинина – это традиционный для украинцев продукт, который веками является неотъемлемой частью нашего рациона.
Боле того, исторически с древних времен в солёном, копчёном или вяленом виде она была по-настоящему стратегическим продуктом для армии и флота. Собственно говоря, и сейчас в этом отношении мало что изменилось.
Поэтому с началом войны для страны было стратегически важно стабилизировать рынок продовольствия. В том числе и в срочном порядке восстанавливать поголовье промышленных свиней, которое значительно сократилось во время войны.
Компания KSG Agro трансформировала стратегию с учётом потребностей продовольственной безопасности Украины. По сравнению с довоенным периодом животноводческий комплекс в составе холдинга нарастил производство на 20 %; на 16 % – до 65 тысяч голов – выросло общее поголовье, на 15,8 % – показатели рождаемости.
Благодаря стратегическому акценту на вертикальную интеграцию, KSG Agro удалось с первых дней полномасштабной российской агрессии сохранить динамику производства и расширить рынки сбыта продукции.
Мы на 23 % расширили географию поставок, добавив к Днепропетровской Харьковскую, Запорожскую и Херсонскую области, то есть те регионы, в которых разрушенные войной местные производства не могли больше закрывать потребности людей в мясной продукции.
На Херсонщине мы даже от поставок перешли к инвестициям, к непосредственному возрождению производственных мощностей. В частности, речь идёт о свиноводческом комплексе в Бериславском районе, где мы планируем довести поголовье до 10 000.
Сегодня наш агрохолдинг входит в топ-5 производителей свинины в Украине, а доля компании на рынке свинины в Приднепровье составляет 80 %.
Это даёт возможность не только обеспечить продукцией торговые сети и мясокомбинаты, но и поставлять свинину для нужд армейских подразделений, военных администраций и госпиталей.
В частности, бесплатно предоставлять десятки тонн мяса для производства армейской тушёнки и больничных столовых.
Недавно Днепропетровская военная администрация специально отметила KSG Agro в числе предприятий, которые вносят наибольший вклад в продовольственную безопасность и экономическое развитие региона.
– Почему и насколько выгодно сейчас производство свинины?
– Было время, когда животноводство в Украине было не очень рентабельным – и до войны, и в самом начале войны, потому что из-за отключений света содержать животных было непросто, и многие начали избавляться от поголовья.
В результате на рынке возник некоторый избыток мяса. KSG Agro, кстати, смогло быстро решить проблемы с водой и электричеством, оперативно закупив промышленные генераторы и пробурив скважины.
Для этого нам, конечно, пришлось пойти на дополнительные инвестиции, но эти вложения оправдались. Сейчас доля выручки от реализации свинины в общем доходе агрохолдинга с земельным банком 20 тыс. га составляет 70 % – раньше мы такое даже вообразить себе не могли!
Почему в Украине стало выгодно выращивать свиней? Дело в том, что тут друг на друга наложились два тренда. Во-первых, на внешних, в том числе и европейских, рынках продукция свиноводства существенно подорожала.
Из-за высокой концентрации свинокомплексов возникают проблемы с экологией, эпидемией африканской чумы. На фоне подорожания кормов и дефицита рабочей силы это приводит к тому, что некоторым приходится закрываться.
Второй тренд – на внутреннем украинском рынке цены на продукцию растениеводства, в том числе и на кормовую базу, пошли вниз из-за связанных с войной ограничений наших экспортных возможностей.
Зерновые упали почти в 2 раза, пшеничные отрубив – 5 раз, соевый жмых – в 2,5 раза. Всё это создало новые возможности для развития отечественного животноводства.
Например, до войны украинские мясокомбинаты перерабатывали преимущественно импортное сырье, которое было более дешёвым по сравнению с украинским.
С каждым годом мы импортировали в страну всё больше и больше свинины в ущерб своему производителю. Такая ситуация не только отражала негативные тенденции в нашей экономике в целом, но и носила символический характер.
Свинина и сало – это культовый украинский продукт. Можно сказать, не только важный элемент национальной кухни, но и часть идентичности. На мой взгляд, импортировать в Украину свинину – это всё равно, что импортировать вышиванки.
При том, что страна обладает уникальными возможностями для свиноводства, на всю нашу огромную территорию приходилось 3 миллиона свиней. В маленькой Бельгии – 6 млн, в Дании и Нидерландах – по 12 млн!
До войны мы в основном в этих странах и закупали продукцию свиноводства. Однако теперь нам вполне по силам стать европейским лидером в производстве свинины. Тем более, что конъюнктура рынка для нас благоприятна.
Сегодня она сложилась таким образом, что завозить свинину из-за рубежа стало невыгодно – она слишком дорогая, поэтому сейчас её импорт упал в 4 раза от довоенного уровня.
При этом спрос на внутреннем рынке по-прежнему превышает предложение. Украинцы любят свинину и хотят её есть, качественная мясная продукция для поддержания сил нужна нашим бойцам.
– Как вы считаете, что нужно делать, чтобы насытить внутренний рынок?
– Мы уже многое для этого делаем, поэтому мой ответ на этот вопрос будет простым – больше производить. Но как? Здесь усилий одного нашего агрохолдинга будет недостаточно.
Поэтому KSG Agro начал масштабную партнёрскую программу по доращиванию поросят, которая реализуется вместе со средними и крупными свинофермами.
Среди них не только агрохозяйства базовых для компании Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей, но и 12 других областей Украины.
При этом география сотрудничества и число партнёров постоянно расширяются. Минимальный срок контракта – 1,5 года.
Мы понимаем, что рост цен на свинину создаёт ажиотажный спрос на товарных поросят и приводит в отрасль много тех, кого интересует сиюминутный заработок.
Но мы всё-таки за цивилизованный, системный подход и больше отдаём предпочтение долгосрочным, проектным отношениям. Поэтому KSG Agro предоставляет своим партнёрам не только самих поросят, но и полное консалтинговое сопровождение на всех этапах производственного цикла, включая технологии доращивания, кормления, условия содержания и т. д.
Наша задача – показать преимущества вертикальной интеграции для украинских аграриев в современных условиях. Поэтому мы активно делимся опытом с нашими коллегами.
Сегодня, по причине блокады портов, мы видим на внутреннем рынке избыток дешёвых зерновых культур, которые можно и даже нужно конвертировать в белок животного происхождения – продукт с большей добавленной стоимостью.
Закупая поросят для доращивания, украинские аграрии не просто «превращают» зерно в свинину, они делают более диверсифицированным и стабильным свой бизнес, что стратегически очень важно в условиях войны и общей неопределённости.
Сегодня рентабельность свиноводства может достигать 250 % и выше, что при ограниченности внешней торговли толкает рынок товарных поросят вверх.
Но эффект на самом деле выходит далеко за рамки бизнес-результата: агропредприятие увеличивает количество рабочих мест, расширяет производственные возможности, платит больше налогов, насыщает рынок качественной отечественной продукцией, компенсируя производства, которые закрылись в прифронтовых и оккупированных территориях.
Всё это в совокупности формирует систему продовольственной безопасности и делает наше общество более устойчивым к внешним угрозам.
– Кстати, о качестве… Каким образом из вашего поросёнка получить качественную свинину?
– KSG Agro предлагает своим партнёрам канадскую генетику Genesus, которая является одной из лучших в мире. Мы тестировали разную генетику – на количество родившихся поросят, на среднесуточные приросты и т. д.
И в итоге остановились на канадской – её поросята более выносливы, быстро растут и хорошо развиваются, а свиноматки имеют хорошее многоплодие и молочность.
По сравнению с европейской, канадская генетика обеспечивает высокие качественные характеристики при более низкой себестоимости производства. Даже чисто внешне товарный вид «канадской» свинины более эстетичен.
Мясо выглядит сочным, свежим, сбалансированным по волокнам и жиру, оно как будто специально создано под украинский вкус! Для животных нужно создавать максимально комфортные условия содержания, и тогда ты получишь от них максимальную отдачу.
Сейчас, например, мы планируем ввести в севооборот полножировую сою. Уже приобрели линию для её переработки, которую монтируем на собственном комбикормовом заводе.
Введение её в рацион даст нам плюс 10–15 % к среднесуточному приросту. Кроме того, в области разработки рациона мы тесно сотрудничаем со специалистами компании Cargill, известным производителем кормовых добавок. Система биобезопасности – это гордость компании. Дезинфекция, вакцинация, вентиляция, соблюдение температурного режима… Мы совершенствуем её постоянно, проводим ежедневные мониторинги. В итоге и для поросят, и для взрослых особей мы создаём такой режим, который позволяет максимально раскрыть генетический потенциал животных.
– Какими вам видятся экспортные перспективы украинского свиноводства?
– Честно говоря, у нас и на украинском рынке дел по горло. Вы не поверите, в стране, где знаменитое украинское сало является продуктовым брендом, потребление свинины до войны составляло 14 кг в год на человека, а сейчас около 12 кг.
В соседней Европе этот показатель колеблется от 40 до 60 кг. Поэтому для нас сейчас самое главное – накормить наших граждан и наших бойцов.
Хотя если предположить, что мировые цены на свинину продолжат расти, то у отрасли действительно есть хорошие перспективы. Конечно, хотелось бы, чтобы нам в этом помогало и украинское государство.
Так как, например, это делается в ЕС, где с помощью господдержки стараются повысить конкурентоспособность европейских свиноводов. Пока в Украине мы можем об этом только мечтать.
Однако экспортный потенциал украинских производителей свинины ещё далеко не раскрыт. Да, наша страна экспортирует мясо, но 90 % в этом экспорте занимает курятина. Свинина же что-то около 1 %.
И это при том, что за 9 месяцев 2023 года Украина на 10 % увеличила экспорт мяса и почти приблизилась к довоенному уровню. В прошлом году ЕС пошёл нам навстречу и сделал определённые послабления относительно экспорта продукции из Украины в целом.
Но насколько более дешёвая и очень качественная украинская свинина придётся там ко двору, это большой вопрос. В целом мясо во всём мире дорожает, в том числе растут мировые котировки цен на свинину и товарных поросят.
Здесь в первую очередь сказывается рост закупок со стороны стран Азии и ограниченные возможности ведущих стран-экспортёров. В любом случае агрохолдинг KSG Agro видит перспективы развития отрасли и уверенно смотрит в будущее.
Если Украине однажды уже удалось стать ведущим производителем подсолнечного масла, что мешает нам со временем вырваться в лидеры по свинине? При определённых условиях мы вполне можем повторить этот «фокус».
Сергей Павлович Касьянов. Председатель совета директоров холдинга KSG Agro. Окончил Приднепровскую государственную академию строительства и зодчества. Кандидат технических наук. Имеет государственные награды: ордена «За заслуги» II и ІІІ степени.
Известный бизнесмен и общественный деятель. В 2002– 2006 годах: депутат Верховной Рады Украины 4-го созыва, председатель парламентско-правительственной комиссии по вопросу интеграции Украины во Всемирную организацию торговли, председатель подкомитета по координации сотрудничества ЕС, ВТО и ОЧЭС, председатель Комитета по Европейской интеграции.
В начале 90-х основал корпорацию «Ольвия», занимавшуюся производством и дистрибуцией бытовой химии (приобретена Procter & Gamble). Инвестировал в строительство, девелопмент и ритейл.
С 2000-х годов одним из ведущих направлений бизнеса стал аграрный сектор. KSG Agro неоднократно занимала ведущие позиции в бизнес-рейтингах: ТОП-20 самых эффективных агрокомпаний Украины («Форбс-Украина», 2015), ТОП-20 самых успешных аграриев («Фокус, 2015), ТОП-10 рейтинга репутационной стабильности («Бизнес», 2012) и т. д.
Известен также своим участием в социальных проектах. Более 20 лет является председателем наблюдательного совета БФ «Майбутнє», который реализует масштабные социальные программы. (УАК/Пищепром Украины)