Цены на оливковое масло в Испании выросли до беспрецедентного уровня с середины 2020 года. Несмотря на то, что страна является крупнейшим производителем в мире с большим отрывом – даже после исторически низкого урожая в 2022/23 сельскохозяйственном году, – цены намного выше, чем в других западноевропейских странах-производителях.
Исследование, опубликованное Испанской организацией потребителей (OCU), некоммерческой организацией по контролю за потребительскими ценами, подтвердило, что цены на оливковое масло первого отжима в Испании в розницу остаются выше, чем во Франции, Италии или Португалии.
Основываясь на исследовании 20 сетей онлайн-супермаркетов, OCU установила, что средняя цена на оливковое масло первого отжима в Испании составляет 8,72 евро за литр, в то время как в Италии цена достигла 8,21 евро, 7,52 евро во Франции и 6,86 евро в Португалии.
Кроме того, включенные в исследование португальские бренды были испанскими оливковыми маслами первого отжима, что делает вывод о том, что они стоят на 27 процентов дешевле, еще более удивительным для исследователей.
Исследователи OCU и другие эксперты привели несколько причин, по которым цены на оливковое масло в Испании остаются выше, чем у других западноевропейских производителей.
Одной из главных причин является огромный спрос на оливковое масло, который глубоко укоренился в испанской культуре и гастрономии.
В предыдущие пять урожайных лет (с 2017/18 по 2021/22, последний год, по которому имеется полный набор данных) Испания потребляла в среднем 530 000 тонн в год, что делает страну с населением в 48 миллионов человек крупнейшим потребителем в мире. В отличие от других жиров, оливковое масло является незаменимым ингредиентом испанской кухни, что способствует стабильно высокому спросу.
По словам Хуана Вилара, стратегического консультанта сектора оливкового масла, потребители не ищут альтернатив даже при росте цен, вместо этого предпочитая сократить потребление оливкового масла.
Это приводит к постоянному росту спроса на оливковое масло со стороны розничных продавцов даже при сокращении предложения, создавая дисбаланс, которого нет в других странах.
Еще одной причиной разницы в ценах на оливковое масло между Испанией и другими западноевропейскими производителями являются сроки закупок оливкового масла крупными розничными торговцами.
По словам Отилии Ромеро де Кондес, исполнительного директора Всемирной выставки оливкового масла, многие розничные торговцы за пределами Испании совершили крупные закупки оливкового масла в начале 2022/23 сельскохозяйственного года, когда цены были намного ниже.
Напротив, розничные торговцы в Испании в течение всего года совершают меньшие покупки непосредственно у фабрик, а не у брокеров, что означает, что розничные торговцы заплатили больше за оливковое масло, которое в настоящее время продается в магазинах.
“Испания — очень быстро меняющийся рынок для этого продукта”, — сказал El Periodico Рафаэль Пико Лапуэнте, исполнительный директор Испанской ассоциации экспортеров, промышленности и торговли оливковым маслом (Asoliva).
“Это означает, что бутылка масла не будет продаваться на полках более 15 дней”, — добавил он. “В других странах оливковое масло потребляется не так много. Бутылка, брикет или банка этого продукта могут пролежать на полке больше года.”
Однако одна из наиболее существенных причин повышения цен в Испании, на которую ссылается OCU, связана с налогообложением.
В Испании оливковое масло первого отжима облагается 5-процентным налогом на добавленную стоимость (НДС), аналогичным налогу с продаж в Соединенных Штатах. Тем временем Португалия отменила НДС на оливковое масло, что частично объясняет большой разрыв в ценах. В Италии НДС на оливковое масло первого отжима составляет 4 процента.
В целом, эксперты ожидают, что мировые цены на оливковое масло продолжат расти, поскольку непрекращающаяся засуха в Средиземноморском бассейне бросила тень на урожайный 2023/24 год, который официально начался 1 октября.
Официальные лица в Испании ожидают, что производство останется ниже 1 млн тонн, что приведет к беспрецедентному урожаю второй год подряд.
В зависимости от того, как сложатся урожаи в других крупных странах-производителях, мир может снова оказаться в ситуации, когда спрос превысит предложение, а это означает, что цены могут продолжать расти в течение всего 2024 года. (УАК/Пищепром Украины)