Производителю овощей, фруктов и ягод важно знать, экспорт какой плодоовощной продукции в мире растет более всего, потому что именно спрос на эти продукты постоянно увеличивается. Так, самой быстрорастущей позицией по объемам мирового плодоовощного экспорта на сегодня является авокадо – его продажи в денежном выражении ежегодно растут на $780 млн. Такую информацию озвучил экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак в ходе Национальной онлайн-конференции «Плодоовощной сектор Таджикистана – лучшие инвестиционные ниши», состоявшейся 16 марта, передает интернет-портал EastFruit.

Мероприятие состоялось при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), информационным партнером конференции выступило агромедиа-агентство Sapienza.

По словам эксперта ФАО, наряду с авокадо объемы мирового экспорта голубики увеличиваются ежегодно на 14%, что в денежном выражении составляет $500 млн. Кроме того, в ТОП-5 позиций мирового плодоовощного экспорта входят банан, черешня и малина.

При этом, например, среди товаров, мировая торговля которыми снижается быстрее всего, есть такие популярные сейчас для инвестирования позиции, как миндаль, яблоко, чеснок и даже курага (сушёный абрикос). «Впрочем, это совершенно не значит, что идет снижение потребления этих товаров или даже снижение их продаж. Падение объемов мировой торговли является лишь индикатором того, что, вероятнее всего, в этих сегментах присутствует давление на цены», — пояснил экономист ФАО.

Производителям Таджикистана, основной целевой аудитории конференции, Андрей Ярмак рекомендовал применять нишевые подходы в поиске инвестиционно-привлекательных продуктов плодоовощной группы. Также, Андрей Ярмак в качестве примера, привел страну с климатическими условиями, приблизительно соответствующими территории южного Таджикистана – Марокко, которая научилась эффективно находить привлекательные плодоовощные ниши.

«Марокканский экспорт свежих ягод в зимний период достигает $500 млн, а тепличных помидоров — $800 млн. Соседний Узбекистан зарабатывает на экспорте тепличных томатов $70 млн., а Туркменистан – $30 млн. в то время как Таджикистан продолжает осуществлять импорт тепличного помидора», — отметил в качестве примера Андрей Ярмак.

Экономист ФАО назвал некоторые из привлекательных для инвестирования плодоовощных ниш в Таджикистане. Среди них, в частности, производство замороженной и сушеной плодоовощной продукции, круглогодичное выращивание и экспорт свежих ягод, выращивание на экспорт раннего винограда бескосточковых сортов, крупноплодной черешни премиального качества, тепличных овощей и разных видов орехов. Если же речь идёт о яблоке, то Андрей Ярмак рекомендовал делать акцент на выращивании ранних сортов яблока для экспорта.

При этом специалист аграрного рынка подчеркнул, что в ходе планирования инвестиций в тот или иной плодоовощной бизнес, совершенно недопустимо, чтобы бизнес-план для производителя составляли продавцы саженцев – его должны готовить независимые специалисты. «Важно также понимать, что цены на продукцию, которые озвучивают при бизнес-планировании, как правило предполагают цену за доработанный и готовый продукт, а в бизнес-плане, обычно, есть затраты только на производство сырья. Инвестиции же в доработку продукции, зачастую, обходятся дороже, чем инвестиции в выращивание, но об этом часто забывают. Маркетинг тоже стоит денег, а продукция сама себя не продаёт, но об этом многие забывают. Кроме того, помните, что неограниченного спроса на какую-либо продукцию не существует в природе – спрос всегда ограничен»,- резюмировал Андрей Ярмак. (АПК-Информ/Пищепром Украины)

Добавить комментарий