Проблемы обеспечения безопасности пищевых продуктов, поведение потребителей в условиях пандемии, разработка практических рекомендаций для частного сектора — эти и многие другие вопросы обсуждались в ходе онлайн-конференции, организованной совместно ФАО и ВОЗ, сообщили The DairyNews в пресс-службе организации.
«Нам нужно подумать, как реагировать, чтобы усилить устойчивость систем питания перед лицом COVID-19. Органы, обеспечивающие безопасность питания, должны постоянно предоставлять услуги во время пандемии, чтобы сохранять качество продуктов на должном уровне», — определил позицию ФАО руководитель стратегических программ Раймунд Елле.
Джеффри Лежен, эксперт ФАО по безопасности пищевых продуктов, отметил необходимость опираться на научно обоснованные данные и знать потенциальные риски: «Нет доказательств, что продукты питания распространяют вирус. Он способен выживать на поверхностях. Но в Китае брали около 3 миллионов образцов с поверхностей миллионов продуктов, полученных от производителей. В результате выявили всего 22 COVID-позитивных образца. И попавший на продукт вирус не может 100% заразить людей».
Эксперт призвал не заострять внимание только на вирусе COVID-19 и ответственно относиться к проверке безопасности продуктов питания по всем показателям: «Это вопрос, которым нужно заниматься всегда, который должен беспокоить нас не только в период пандемии». За практическими рекомендациями ФАО советует обращаться к их программе, разработанной в апреле текущего года.
Совет руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия государств Евразийского экономического союза провел в 2020 году 16 заседаний. Разработан Комплексный план мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и иных инфекционных заболеваний.
При этом важно было учитывать изменения, которые принесла пандемия. «Ограничения, которые вводились странами, сказались на интересах граждан. Сейчас все больше покупок делается онлайн, поэтому необходим комплекс мер против интернет-мошенничества, для предотвращения потери персональных данных», — заметила Салия Карымбаева, заместитель директора Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК.
Во время пандемии многие производители были вынуждены пересмотреть рынок сбыта. «Для нас изменения были не настолько чувствительными: мы работаем по стандартам. Начали больше работать с внутренним рынком, подписали с правительством соглашение о том, что будем держать цены. У нас мясо относится к категории социально значимых товаров», — рассказал Бакытжан Абдрасилов, чья компания находится на территории Казахстана и ранее активно экспортировала мясо в Иран и китай.
Клаус Грюнерт, профессор Орхусского университета, привел статистические данные, рассказывающие об опыте 10 стран Европы с точки зрения потребителей. «Исследования показали: люди стараются выбираться за покупками в оффлайн-магазины реже, но покупать больше, а также сократили количество спонтанных покупок», — заметил эксперт.
Большинство респондентов все чаще делают выбор в пользу недорогой еды и иногда позволяют себе что-то особенно вкусное.
Спрос на молочную продукцию, если сопоставить его с остальными группами товаров, остается стабильно высоким. Потребители не отнесли молоко к продуктам, от которых они с легкостью откажутся для экономии средств. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)