Сбор персика (включая нектарин) в Грузии практически уже завершен, экспортные поставки еще продолжаются — но уже в относительно небольших объемах. Об этом сообщает интернет-портал EastFruit.
По предварительной оценке Министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии, урожай персика в стране превысил 40 тыс. тонн. Для сравнения: в 2017 году урожай персика составлял 32,3 тыс. тонн, в 2018 году – 27,5 тыс. тонн, в 2019 году – 22,3 тыс. тонн.
По данным министерства, за период c мая и до 4 октября страна экспортировала 25,3 тыс. тонн персика, что примерно вдвое превышает показатель за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении экспорт составил $21,3 млн, что на 70% превышает данные годичной давности. Экспорт персика из Грузии в денежном выражении в 2017 году составлял $4,3 млн, в 2018 году – $8,2 млн, в 2019 году – $12,5 млн.
Главным экспортным рынком для грузинского персика в этом сезоне оставалась Россия, куда было направлено 16,8 тыс. тонн (что составило 66% всего экспорта). На втором месте была Армения – 7,5 тыс. тонн, на третьем месте — Азербайджан — 0,6 тыс. тонн.
Как отметил заместитель министра охраны окружающей среды и сельского хозяйства Соломон Павлиашвили, комментируя для EastFruit предварительные итоги сезона, урожай персика и экспортные показатели в этом году – рекордные для страны.
«Окончательных данных по сезону персика в Грузии пока нет, это касается и объема экспорта, и экспортных доходов (тем более что какая-то часть экспортной продукции была поставлена на условиях консигнации), но уже можно говорить о том, что страна, несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса, смогла практически удвоить экспорт. Это означает, что все те люди, которые были включены в цепочку добавленной стоимости, в том числе фермеры, владельцы холодильных хозяйств, экспортеры получили больше доходов. Очень важно, что в этом сезоне слаженно работала вся система, связанная с экспортной продукцией. Услуги по предварительному охлаждению персика перед его транспортировкой, что ощутимо увеличивает срок его сохранности, предоставляли 22 холодильных хозяйства, хотя еще пару лет назад их было всего 2. Одно из этих хозяйств предлагало и сервис шоковой заморозки, благодаря которой этот скоропортящийся фрукт можно хранить до 6 месяцев. Был создан специальный чат – с участием представителей патрульной полиции, таможенной и пограничной служб, Минсельхоза, Национального агентства продовольствия — для обеспечения «зеленого коридора» для перевозящих персик транспортных средств. Всю документацию, связанную с экспортом, можно было получить по принципу одного окна», — рассказал замминистра.
По его словам, в этом году была усилена диверсификация рынков сбыта грузинского персика, в число которых вошел и Евросоюз. В частности, около 80 тонн было вывезено в Польшу.
«Поставки в Европу – это очень важный шаг. Наши персики – и ворсистые, и нектарин, помимо хорошего качества, отличаются прекрасными вкусовыми свойствами, и, думаю, в будущем году спрос на них в Европе возрастет. Да, там довольно сильная конкуренция, но я думаю, мы сможем занять там свою нишу», — сказал Соломон Павлиашвили.
По словам замминистра, в числе экспортных рынков были также Казахстан, Украина, Молдова, Катар и т.д.
Еще одной отличительной особенностью этого сезона, как рассказал Соломон Павлиашвили, стал ощутимый рост внутреннего спроса на персик, что, наряду с экспортным спросом, благоприятно отразилось на ценах.
«Проблем с реализацией персика не было. Спрос был больше, чем предложение, и цены на персик не падали практически весь сезон. Интересная деталь – внутренний спрос конкурировал с экспортным, что у нас бывает довольно редко», — заметил он.
Высокий спрос, по словам Соломона Павлиашвили, наблюдался на фоне очень низкой доли персиков, непригодных для реализации в свежем виде, т.н. остатков.
«Было очень много персика экспортного качества, а те плоды, которые не подходили для экспорта по калибру, свободно продавались на местном рынке. Думаю, такое хорошее качество во многом обусловлено тем, что в стране уже много современных персиковых садов, которые обеспечиваются должным уходом. На сегодняшний день общая площадь персиковых садов в Грузии составляет порядка 6 тыс. га, и более 90% из них обустроены по новым технологиям. Это стало возможным вследствие государственной поддержки обустройства садов в рамках различных проектов, в том числе «Посади будущее», «Льготный агрокредит» и т.д., которая является стимулом для производителей. Сравните нынешнее положение, например, с ситуацией 8-летней давности. В 2012 году урожай персика в стране был 7,1 тыс. тонн, многие фермеры вообще отказывались собирать персик в своих садах, потому что это было им невыгодно. А экспорт в том же году в денежном выражении составлял всего $0,6 млн», — подчеркнул он.
«На фоне лучшего урожая грузинского персика и большей развитости холодильно-складских хозяйств будет неудивительно, если грузинский персик уже можно будет встретить в грузинских торговых сетях и не в сезон, например, в зимние месяцы», — заметил Соломон Павлиашвили. (АПК-Информ/Пищепром Украины)