В то время как органическая продукция становится все популярнее в мире, на внутреннем рынке Казахстана востребованность экопродуктов растет не самыми быстрыми темпами. Причина – отсутствие четких критериев аккредитации, собственной переработки и заинтересованности бизнеса. В беседе с корреспондентом “Капитал.kz” ведущий специалист Департамента развития и управления проектами ТОО “Национальный центр аккредитации” Аслан Жанатханулы рассказал о том, как складывается ситуация в отечественном органическом производстве и как компании этого сектора взаимодействуют с зарубежным сообществом.
Органическое производство как отрасль в Казахстане появилось давно, сложно даже сказать, когда первый фермер получил сертификат соответствия, заметил в начале разговора Аслан Жанатханулы.
“В Казахстане производство органической продукции возникло потому, что на рынке европейских стран спрос превысил предложение, а многие трейдеры экопродукции стали искать новые рынки для закупа органических продуктов, чтобы потом их продавать. Однако у нас эта отрасль все еще находится на начальном этапе развития. Плюс есть тенденция к уменьшению площадей, отданных под органическое производство”, – рассказал он.
Согласно отчету FIBL&IFOAM, с 2015 по 2020 год в РК количество земель, выделенных для этих целей, сократилось с 291,2 тыс. га до 192 тыс. га, то есть страна занимает 29 место в мире.
“На данное уменьшение влияют многие факторы. Основным являются логистические издержки при экспорте. Не всегда фермеру выгодно продавать свою продукцию даже с наценкой более 40% в Европу, ввиду того что вся эта прибыль осядет в затратах на логистику. Тут на помощь приходят трейдеры, но они покупают ниже рыночной цены, что не очень хорошо для фермера. На сегодняшний день в Казахстане около 60 производителей и 7 трейдеров органической продукции. Данный пул фермеров всю свою продукцию отправляет на экспорт. Основной список их продукции – пшеница, масличные культуры, органическая соя, жмых масличных культур”, – отметил Аслан Жанатханулы.
По данным Национального центра аккредитации, в 2019 году Казахстан занял 9 место по экспорту органической продукции на территорию стран ЕС, увеличив поставки до 85 675 тонн хотя в 2018 году экспорт составил 50 250 тонн. При этом в Азии Казахстан занимает 6 место по общей площади органически сертифицированных земель, но в перспективе может занять третье место в Азии после Китая (3 135 000 га) и Индии (1 938 221 га).
“Несмотря на экспортные показатели, внутренний рынок не только еще не готов к покупке органической продукции, но и не осведомлен о ней в той мере, чтобы можно было наладить цепь поставок. Но это не значит, что на прилавках нельзя найти “органику”. Продукция, представленная на рынке, имеет долгий срок хранения, например, некоторые виды косметики и детское питание. Есть даже несколько экошопов в сфере реализации органической продукции, которая на 30-40% стоит дороже обычной. Это является сдерживающим фактором, никто не будет покупать продукты по европейским ценам, не имея соответствующего достатка”, – констатировал наш собеседник.
Удачным решением стало бы развитие внутренней сертификации, добавил он. Но она пока не развита в стране, так как фермер, имеющий международный сертификат, не видит смысла в получении казахстанского, поскольку его цель – экспорт, а не продажа своего товара по цене обычной продукции.
Еще одной проблемой внутреннего рынка является отсутствие переработки органической продукции. К примеру, самым популярным органическим продуктом среди украинцев является молоко, в прошлом году они потратили на него 320 млн гривен, продолжил Аслан Жанатханулы.
“Также в тройке лидеров крупы и мука, свидетельствует исследование органического рынка Украины. Ну и последним является то, что международный сертификат, выданный казахстанским фермерам, которые планируют экспортировать свою продукцию, не признается у нас, и по сути это не является органической продукцией. Но ведь не всегда фермеры отправляют всю продукцию на экспорт. Иногда спрос не тот, или цена не устраивает, и тут снова встает вопрос о признании и отсутствии переработки органической продукции. Тогда фермер вынужден продавать свою продукцию, выращенную по всем стандартам органического производства, как обычную”, – отметил он.
Наш собеседник уверен в том, что отечественная экопродукция на сегодняшний день не пользуется большим спросом из-за отсутствия заявок на проведение казахстанской сертификации, а также реального интереса со стороны бизнеса.
“Для развития органической отрасли в РК необходимо провести целый комплекс мероприятий. Основной задачей правительства в ближайшие годы будет процесс гармонизации национальных стандартов со стандартами стран-экспортеров. Одним из драйверов данного процесса станет аккредитация казахстанского органа по сертификации в стране-экспортере. Это позволит снизить стоимость сертификации для нашего фермера, что влечет за собой снижение себестоимости казахстанской органики, а следовательно, повышение ее конкурентоспособности на западном рынке. Все эти мероприятия положат начало росту интереса со стороны бизнеса к производству органической продукции”, – уверен Аслан Жанатханулы.
“Кроме этого, необходимо создать экспортно ориентированный торгово-перерабатывающий кооператив (или систему кооперативов), объединяющий несколько региональных производителей. Это позволит производить органическую продукцию и отойти от концепции сырьевого поставщика”, – заключил он. (Kapital.kz/Пищепром Украины)