Чрезмерный вылов снизил количество дикой рыбы, значительную часть спроса пока удовлетворяют рыбные хозяйства. Но сможем ли мы есть “рыбу”, выращенную из клеток в лаборатории, как планирует ряд стартапов?
“Икра – это уже не предмет роскоши”, – говорит Дэвид Шенсон, который имеет четыре рыбных хозяйства в Сакраменто, штат Калифорния, где выращивает осетровых ради икры.
Бизнес процветает, говорит Шенсон, и это не просто самореклама. Мировой рынок икры в 2018 году достиг 670 млн фунтов (854 млн долларов) и, как ожидается, к 2025 году вырастет почти на 10% – такие данные приводит исследовательская фирма Androit Market.
Но рынке икры, скорее всего, придется все больше полагаться на искусственно выращенную рыбу, ведь количество диких осетровых рыб в основных речных бассейнах за последнее столетие уменьшилось на 70%, согласно данным Всемирного фонда дикой природы.
По данным ООН, чрезмерный вылов рыбы и глобальное потепление уже давно угрожают запасам рыбы в мире, а треть запасов морской рыбы до сих пор вылавливают в чрезмерных масштабах.
“Проще говоря, у нас заканчивается рыба, – говорит Даниэль Поли, профессор рыбного хозяйства Института океанов и рыбного хозяйства университета Британской Колумбии. – И ситуация ежегодно ухудшается”.
“Возможно, несколько столетий назад мы могли бы жить за счет охоты, но мы сейчас не можем этого делать, а рыболовство – это охота. Сама мысль об охоте в 21 веке с целью прокормить 10 млрд. людей является абсурдной”.
Однако несколько компаний считают, что могут решить эту проблему. Они экспериментируют с выращиванием «мяса» рыбы в лаборатории.
Большинство из них базируются в Кремниевой долине, еще несколько – в Европе и Азии. Они разработали методику извлечения стволовых клеток рыбы и выращивания из них съедобного мяса в промышленных масштабах.
Стволовые клетки – это тип клетки, которые есть в эмбрионах или взрослых организмах, – из которых могут образовываться различные специализированные клетки. Так же из них можно вырастить мышечные клетки, из которых в основном состоит рыбное филе.
“Представьте себе это как 3D-принтер, только мы да” печатаем “рыбу”, – объясняет Майкл Селден, исполнительный директор и соучредитель стартапа Finless Foods, занимающейся лабораторным выращиванием рыбы.
Его компания планирует производить рыбный фарш, а не целые тушки, потому что изготовить с нуля кожу, кости и кровь пока невозможно.
Finless Foods и подобные стартапы пока не продают свою продукцию, ведь для этого нужно получить разрешение регуляторов, поэтому их рыба не появится на прилавках еще в течение двух-трех лет.
Базирующаяся в Сан-Франциско компания Wild Type имеет схожие амбиции, но сосредоточивается на тихоокеанском лососе.
Кажется, что делать рыбу в лаборатории – дорого и для производителя, и для потребителя, но руководитель компании Джастин Колбек надеется, что однажды такую рыбу удастся сделать доступной.
“Наша цель заключается в том, чтобы в конце концов снизить цену на наш лосось, чтобы он стоил меньше, чем обычный”, – говорит он.
Сингапурская компания Shiok Meats начала лабораторное выращивание из ракообразных, а именно креветок.
Они берут немного стволовых клеток у настоящей креветки и выращивают их в больших количествах в биореакторе, вроде цистерн, в которых пивовары делают пиво.
В резервуарах поддерживают постоянное давление и температуру, а клетки находятся в жидкости, богатой питательными веществами. Через несколько недель мясо будет готово.
“Это такое же мясо, которое получаем с убитого животного, но в этом случае обходится без убийства”, – говорит Сандхья Шрирам, исполнительный директор и соучредитель компании Shiok Meats.
Компания планирует выпустить фарш из креветок в 2021 году, продавая его сначала в Сингапуре, а затем по всей Восточной Азии.
Он с удовольствием называет продукт своей фирмы “чистым мясом” из-за отсутствия антибиотиков и низкого уровня выбросов парниковых газов по сравнению с традиционным животноводством.
Однако об отсутствии вредного влияния такого производства на окружающую среду говорить рано.
Хотя лабораторное производство имеет меньший углеродный след, чем традиционное животноводство, для него требуется большое количество электроэнергии, говорит Саймон Сомоджи, профессор университета Гвельфа в Онтарио, Канада.
“Откуда и берется эта энергия? Они используют карбонизованную или возобновляемую энергию?”- спрашивает он.
В то же время господин Сомоджи считает, что лабораторное выращивание рыбы, возможно, даже более перспективным, чем лабораторное изготовление говядины.
“Рыба – это лучшая бизнес-модель, чем красное мясо, поскольку значительная часть плавниковой рыбы идет на рыбный фарш, из которого делают рыбные палочки и котлеты. Лабораторная рыба идеально для этого подходит”.
Господин Колбек с верит в будущее, где любители рыбы будут иметь такие же варианты, как и те, кто любит мясо – или его альтернативы.
“От настоящего мяса к растительным заменителям и мяса, выращенного из клеток … победит не какая-то одна компания, а потребитель – благодаря большему выбору и прозрачности продовольственных систем”. (Новости/Пищепром Украины)