Украина продолжает наращивать производство и экспорт голубики. Аналитики EastFruit оценивают объёмы экспорта свежей голубики из Украины в 2019 году приблизительно в 3 тыс. тонн.
«Главным отличием экспортного сезона 2019 года от всех предыдущих лет стало начало массовых экспортных отгрузок голубики авиатранспортом в направлении ОАЭ и Сингапура», говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Авидоставка ягод из Украины осуществлялась пассажирскими самолётами, что являлось самым большим недостатком, так как часто в грузовом отсеке не находилось места для голубики, да и каждая партия была очень маленькой по объёму. В результате экспортёр был вынужден хранить свой товар в холодильнике аэропорта в ожидании следующего рейса, где место также не гарантировалось, ведь не всегда можно предсказать объём загрузки самолёта багажом пассажиров. Тем не менее, этот год позволил многим увидеть, что украинские ягоды могут, даже с учётом стоимости и проблем поставки авиатранспортом, конкурировать по цене и качеству на таких требовательных рынках, как Эмираты и Сингапур – например в августе в Сингапуре Украина была пятым крупнейшим поставщиком голубики, уступая только США, Канаде, Перу и ЮАР», – отмечает эксперт.
Сравнительно небольшой объём экспорта ягоды из-за лимитов по объёму каждой партии был не главным недостатком авиалогистики. Значительной большей проблемой были высокие затраты на доставку в расчёте на каждый килограмм. Поэтому, по мнению Тараса Баштанника, директора компании «Украинская ягода» (бренд Uberry) и первопроходца экспорта свежей голубики на эти рынки, преимущества более высокой закупочной цены на голубику на рынках Сингапура и ОАЭ нивелировались стоимостью доставки.
«Я считаю, что чистая цена производителя при поставках свежей голубики в Евросоюз автотранспортом была сопоставимой с ценой при экспорте на Ближний Восток и в Сингапур авиатранспортом. Однако данное направление, несомненно, является перспективным, так как конкуренция на рынке ЕС в будущем будет только расти, что может негативно отразиться на ценах», – говорит Тарас Баштанник.
О перспективности рынка ОАЭ для украинской голубики заявляет и коллега Тараса, Евгений Харлан из компании «Никардия» (бренд iBerry). Неделю назад компания Евгения заключила соглашение на экспорт фиксированных объёмов голубики в течение всего следующего сезона в ОАЭ с одним из крупнейших импортёров этой страны Farzana Trading. Чтобы гарантировать выполнение данного контракта, «Никардия» также заключила и эксклюзивный договор с Международными авиалиниями Украины (МАУ) с гарантией блока грузовых мест на рейсах до Дубая, что сделало iBerry своеобразным монополистом авиапоставок.
Однако конкуренция и на рынке ягод ОАЭ продолжает усиливаться. Уже сейчас украинские компании разрабатывают варианты поставки голубики морским транспортом контейнерными партиями, что позволит не только многократно снизить затраты, но и увеличить объёмы экспорта и долю рынка, которую занимает украинская голубика в этом регионе. Тем не менее, срок поставки остаётся главной проблемой – ведь чтобы голубика успешно перенесла столь длительную транспортировку, она должна иметь идеальное качество, а производитель – современную инфраструктуру для охлаждения, сортировки и упаковки. Пока что этим могут похвастаться лишь единичные компании.
Отметим, что экспорт голубики в Сингапур и ОАЭ стал возможен благодаря успешным торговым миссиям Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) совместно с ФАО, ЕБРР и EU4Business, которые были организованы в 2017-18 годах. Огромное содействие оказывало также посольство Украины в Сингапуре и Украинский офис по продвижению экспорта. (АПК-Информ/Пищепром Украины)