В Польше основной частью угодий владеют около 3 млн семейных ферм – им принадлежит 80% пахотных земель. Площадь каждого угодья – в среднем менее 7 га.
Несколько лет назад мой польский товарищ получил в собственность от государства почти сто гектаров леса. В рамках реституции. То, что после войны коммунистическая власть конфисковала у “буржуев”, – возвращалось в семью. Радость, конечно, большая. Пришлось, правда, побегать по различным институциям, с падением социализма бюрократию не отменили и документы, архивные и новые, измерялись килограммами. Но в итоге лес с деревьями и кустами, оленями и ежами, птицами и грибами – перешел в частную собственность моего знакомого, мирно занимавшегося до этого радостного события продажами в автосалоне Mercedes.
Когда подписывали документы о переходе собственности от государства к новому-старому владельцу леса, особенно радостными выглядели как раз государственные чиновники. В какой-то степени их можно было понять – служение интересам граждан казалось моему товарищу вполне естественным качеством служащих обновленного государственного аппарата. Не почувствовав подвоха, пан, назовем его, Ковальский, подписал все бумаги, поблагодарил нотариуса и чиновников, и счастливый, убыл к своим любимым грузовикам.
Конечно, не терпелось побывать в выращенном прадедом лесу, где он охотился и собирал грибы, где в молодости гуляли влюбленные родители… В ближайшие выходные владелец сотни гектаров преодолел триста километров, погулял в лесу, вкусно поел в соседней деревушке, где его семью хорошо помнили и вполне довольный вернулся в Варшаву.
В почтовом ящике его ожидало множество конвертов. Вся корреспонденция касалась так счастливо вернувшегося в семью леса. Письма навсегда изменили жизнь пана Ковальского. Он наконец понял, почему так радовались чиновники – им удалось всучить новому владельцу обязанность заботиться о лесе со всеми его обитателями и, вдобавок, платить налоги на собственность. Различные институции – от налоговой инспекции до экологического министерства и местных советов – информировали лесовладельца о его новых заботах и обязанностях.
Теперь он должен был полностью содержать дипломированного лесника и финансировать все, что с ним связано, ежегодно срубить определенное количество деревьев, а определенное количество – посадить. Кормить и заботиться обо всех без исключения животных, договориться об их регулярных визитах к ветеринару. Следить, чтобы, не дай бог, не начался пожар. Чтобы никто не заблудился в лесу и не пострадал, споткнувшись о не убранную вовремя ветку. За все эти заботы полагалось платить налоги.
Пан Ковальский приуныл – зарплаты продавца, пусть даже автомобилей Mercedes, никак не хватало на содержание фамильного леса. Идея продать его также была слабо реализуемой. Естественно, государство, сбагрившее деревья и диких животных бывшему буржую, не хотело принять все эти заботы обратно.
Эта поучительная история о польском лесе и его хозяине может быть полезной при обсуждении условий рынка сельскохозяйственной земли в Украине.
В Польше, где 81% земли находится в частной собственности, а закон “Об управлении государственными сельскохозяйственными землями”, определяющий специальные правила по обороту земель сельхозназначения, был принят в 1991 году, покупка земли иностранными инвесторами была разрешена только в 2016 году. И то, скажем так, под нажимом Евросоюза.
По польской конституции, сельское хозяйство страны базируется на семейной ферме. Никому не придет в голову считать сельскохозяйственные угодья в процентах от общей площади воеводства или страны. Если вы пройдете достаточно непростой путь покупки, все равно максимальный размер сельскохозяйственных земель, которые могут находиться в собственности семейного фермерского хозяйства 300 гектаров, а в собственности юридических лиц 500 гектаров.
Иностранцам сложнее. При соблюдении определенных условий, им все равно необходимо получение разрешения на приобретение земли от министра внутренних дел и министра сельского хозяйства и установление в законодательстве оснований для отказа в предоставлении такого разрешения.
Но главное, говоря совсем уж бюрократическим языком, для получения статуса фермера вы должны отвечать ряду квалификационных требований. А в переводе на нормальный язык, если хотите стать фермером и владеть землей, необходимо иметь среднее или высшее профильное образование, самому работать в сельском хозяйстве или иметь не менее чем пятилетний опыт в фермерском хозяйстве. Только тогда, вместе с собственностью, вы получите шанс на радушие Агентства сельскохозяйственной недвижимости и, возможно, право на оплату стоимости земельного участка с рассрочкой на 30 лет при создании нового фермерского хозяйства и на 20 лет при расширении существующего фермерского хозяйства, преимущественное право на приобретение выставленных на продажу сельскохозяйственных земель и другие коврижки, положенные фермерам в Евросоюзе.
Сегодня в Польше доминируют семейные фермы, которым принадлежит 80% пахотных земель. Основной частью угодий владеют около трех миллионов частных хозяйств, при этом площадь каждого из них в среднем составляет менее 7 гектаров.
Можно ориентироваться или нет на опыт наших соседей. Но он ясно говорит, что рынок земли должен существовать не для спекуляции, а для производства сельхозпродукции, где главное – профессиональные знания, опыт и стремление к результату. Конечно, все это возможно только в стране с эффективным государственным аппаратом, простыми и действующими законами, честной и справедливой судебной системой! (Новости/Пищепром Украины)