В этом году аграрный сектор Казахстана, как ни одну другую сферу экономики, ждали серьезные изменения и преобразования. Минсельхоз решил не делать ставку на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), а сосредоточиться на профессиональном бизнесе в отрасли сельского хозяйства. Как результат в стране стали появляться и стремительно развиваться малые фермы мясного и молочного направления. В аграрной науке МСХ сконцентрировался на практических вещах: создании агрополигонов, слиянии научной мысли и коммерческих интересах фермерского бизнеса. Параллельно в республике были введены в эксплуатацию крупные предприятия в секторе АПК, а некоторые проекты начали строиться с нуля.
Растительные и животные белки на экспорт
2018 год ознаменован очевидным прогрессом Казахстана в сегменте экспорта своей сельхозпродукции. Мы не только сохранили за собой прежние рынки сбыта, такие как Афганистан, Иран, Азербайджан и Турция, но и пробились на новые – в страны Евросоюза, а по некоторым товарным позициям стали наращивать поставки в Китай и Узбекистан. Например, помимо традиционной продажи пшеницы соседям по Каспийскому бассейну, в страны Центральной Азии и Афганистан, мы резко нарастили экспорт зернобобовых (чечевицы и гороха) в Турцию, а затем вышли на рынок Испании, продав за год более 200 тыс. тонн этих культур.
Был поставлен рекорд за всю новейшую историю мясной отрасли страны по отгрузке мяса говядины за рубеж – 18,8 тыс. тонн, которые как в живом, так и переработанном виде ушли в Россию и Узбекистан. А с КНР, емкость рынка которой составляет более 1 млн тонн потребляемой говядины в год, впервые был подписан протокол по экспорту этого вида мяса из Казахстана в Поднебесную.
Впрочем, важные изменения произошли и в структуре занятости на селе. Реализуя принятую в текущем году госпрограмму по развитию мясного животноводства, дочерние компании холдинга “КазАгро” – АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” и АО “Аграрная кредитная корпорация” – стали выдавать кредиты начинающим фермерам под 4% годовых на закупку и завоз из стран ближнего зарубежья маточного поголовья КРС.
Импорт живого товарного скота из соседних стран предназначен для более быстрого увеличения поголовья крупного рогатого скота в Казахстане. Например, за 11 месяцев этого года кредиты получили свыше 600 фермеров. И хотя годовой план закупки КРС фермерскими хозяйствами составляет 50 тыс. голов, за 11 месяцев уже было принято заявок на 67 тыс. голов, одобрено и выдано кредитов на 55 тыс. голов. Поэтому к концу года буквально в каждом регионе, в каждом районе области появилось по нескольку малых фермеров, которые выращивают поголовье от 100 до 150 голов КРС или разводят овец по программе “Сыбага” по 600-1200 голов в стаде.
Во второй половине года свое благосклонное внимание на мясную программу Казахстана обратил и такой авторитетный международный финансовый институт, как Всемирный банк. В рамках визита его экспертов и консультантов в Астану было объявлено, что Всемирный банк готов поддержать казахстанский мясной проект на сумму долгосрочного кредита в $ 500 млн. С точки зрения экспертов финансовой организации наша страна обладает хорошим потенциалом и возможностями по экспорту своей говядины и свинины в Китай, а ягнятины эдильбайской породы овец – в страны Ближнего Востока.
Объекты, которые открылись
Кстати, о свинине на экспорт. Казахстан волею судеб оказался в “благоприятной” ситуации с африканской чумой свиней – неизлечимой болезнью, бушующей в наши дни в свиноводческих комплексах Европы и подворьях России. Несмотря на то, что мы ежегодно производим до 90 тыс. тонн мяса свинины, нас обошла чаша сия. И теперь отечественные свиноводы получают редкий карт-бланш выйти на рынки России с ежегодным объемом потребления в 265 тыс. тонн и Китая с потребностью в 2 млн тонн свинины каждый год.
В нынешнем году в Тайыншинском районе Северо-Казахстанской области возобновило работу простаивающее предприятие – свинокомплекс ТОО “ЕМС-Агро” на 50 тыс. голов. Была завезена первая партия свинок – 149 голов из селекционно-гибридного центра Оренбургской области РФ. В дальнейшем планируется нарастить маточное поголовье до 2,1 тыс. свиноматок, что позволит выйти на мощность в 50 тыс. голов откормочных свиней.
Отметим, что программа развития свиноводства в Казахстане была принята в 2018 году совместно с проектами птицеводческой деятельности и молочного животноводства. Все три инициативы объединены в общую госпрограмму интенсивного животноводства.
Между тем в полку птицеводов в этом году прибыло. Была открыта крупнейшая бройлерная птицефабрика в Центральной Азии – в городе Макинске Акмолинской области. Предприятие на первом этапе будет производить 25 тыс. тонн охлажденного и замороженного мяса птицы, и столько же при введении второй очереди. Макинскую фабрику прокредитовали Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и наш Банк развития Казахстана (БРК).
Это очень важный проект, потому что при выходе на проектную мощность в 50 тыс. тонн мяса птицы в год импорт этой продукции из-за рубежа сократится с нынешних 170 тыс. тонн до 120 тыс. тонн. Между прочим, пищевым яйцом казахстанские потребители обеспечены полностью за счет местных производителей. Мало того, мы продаем излишки за рубеж: только один Афганистан ежегодно покупает у нас до 400 млн штук яиц.
Еще одним знаковым событием года стало открытие в Туркестанской области завода Golden camel по производству сухого верблюжьего молока для нужд граждан, страдающих сахарным диабетом. Продукция комбината является привлекательным экспортным товаром. В частности, планируется, что она, а также выпускаемое в Карагандинской области на предприятии “Евразия Инвест Ltd” сухое кобылье молоко под торговой маркой Saumal, помимо внутреннего рынка, будут отправляться на экспорт в другие страны.
Рентабельные агропарки
В 2018-м Минсельхоз Казахстана по-иному подошел к вопросу развития аграрной науки. Например, решено было отказаться от теории ради теории и максимально сконцентрироваться на практических знаниях и их коммерциализации. С этой целью в трех регионах страны были открыты большие экспериментальные полигоны площадью 2 тыс. гектар и выше. На них стали высаживаться новые сорта пшеницы и ячменя, кукурузы и сорго, сои и подсолнуха, чечевицы и нута, многолетних трав.
Задачи, которые стали решать полигоны, заключались в том, чтобы вывести наиболее рентабельные гибриды растений, которые затем можно предложить фермерам. В круглосуточном режиме на полях главам фермерских хозяйств давались консультации. А еще одним ноу-хау стало то, что теперь прибыль от конкретных научных проектов справедливо разделялась между их авторами, а не целыми институтами. Например, прибыль от продажи урожая на этих экспериментальных полигонах.
Так, в Алматинской области Казахским НИИ земледелия и растениеводства открыт “Агропарк Каскелен”. На территории комплекса имеются сорта ярового ячменя, которые по собираемости превышают 50 центнеров с гектара, и это на богаре (без полива). Выращиваются свои и импортные сорта сои. На полях парка сформирован достаточно высокий потенциал урожайности этой культуры – не ниже 40 центнеров c гектара. Выращиваются новые сорта кукурузы и сорго.
Подобный научный полигон открыт и на базе Научно-производственного центра зернового хозяйства имени Александра Бараева в Акмолинской области. Здесь выращиваются уникальные сорта зернобобовых и кормовых культур. Работает аналогичный комплекс и в Костанайской области на территории фермерского хозяйства “Заречное”. (Kapital.kz/Пищепром Украины)