Литовские переработчики два года назад с энтузиазмом встретили приход на рынок своей страны немецкой торговой сети Lidl. Однако, как они теперь жалуются, данная сеть почти не оставила места на своих прилавках для литовской продукции. Также не были выполнены ранее сделанные обещания по части доступа литовских товаров в магазины сети по всей Европе.
“Найти в супермаркетах Lidl литовскую продукцию непросто. Когда они пришли, мы с ними о многом говорили. Например, о том, что можно выйти на рынок Польши, Чехии, но этого не произошло. Мы не смогли договориться об условиях поставок. Это не был только вопрос цен”, – сетует бизнесмен Гинтарас Берташюс, возглавляющий литовское предприятие по производству молочных продуктов Vilkyskiu pienine. Ранее компания поставляла немецкой торговой сети свои йогурты, однако сегодня ситуация обстоит иначе.
“Lidl обещал, что откроет перед нами новый рынок, но реально не впустил даже в свои магазины. Мы знаем, что поставляют им лишь несколько небольших местных компаний, но из-за дополнительных условий, которые ставит сеть, крупные переработчики с ней не работают. Боюсь, что-то же самое произойдет, если правительство на исключительных условиях пригласит в Литву и другие зарубежные сети. Мы просто лишимся части рынка. Сейчас уже о новых рынках даже и речи не идет. Мы не можем попасть даже в работающую в Литве сеть”, – сказал директор Литовской ассоциации мясопереработчиков Эгидиюс Мацкявичюс.
В Lidl отрицают все обвинения в свой адрес. “Мы поддерживаем тесные связи с другими странами, где работает Lidl, и даем возможность литовским поставщикам, которые могут удовлетворить высокие требования качества, поставлять свои товары на зарубежные рынки. Мы можем порадоваться тому, что есть прекрасные примеры – часть продукции литовских производителей идет в магазины Lidl в других странах, например, Германии, Великобритании, Польше, Словакии, Чехии. В одних странах эта продукция есть всегда, в других появляется во время специальных акций”, – уверяют представители сети.
Эгидиюс Мацкявичюс отметил, что когда торговая сеть только пришла на литовский рынок, поставки местных производителей в ее магазины сначала росли. Однако, сегодня доля продукции Литвы в супермаркетах сети сокращается. Литовские производители также обеспокоены тем, что большую часть продукции нельзя поставлять немцам под своим брендом. “Количество литовской продукции в магазинах Lidl стало меньше уже где-то через год после их прихода. Сначала мы приводили эту сеть в пример другим, поскольку договориться было легче, заказывали за три дня, а не за три часа”, – поведал директор Литовской ассоциации мясопереработчиков.
Однако в Lidl уверяют, что эта торговая сеть постоянно расширяет часть литовской продукции в своем ассортименте, поэтому ее доля только увеличивается. “В последнее время мы уделяем все больше внимания литовской продукции во время своих акций. Недавно мы создали новый бренд – Pagaminta Lietuvoje. Он разработан для литовской продукции – сливочного масла, творога, творожного сыра, кефира, сметаны, мясных изделий, квашеной капусты, кваса, супов и др.”, – рассказали в компании. “Сначала Lidl был обязан с нами работать, у него не имелось зарубежных поставщиков, которые отвечали бы литовским стандартам качества. У нас действуют жесткие правила обозначения товаров. Только продукт из мяса может считаться “высшего сорта”. Не так, как любят делать поляки – на продукте указывают “супер колбаса”, а на этикетке пишут II сорт, т. е. не содержит мяса”, – заметил Мацкявичюс.
В Литву торговая сеть Lidl пришла в июне 2016 года. На данный момент по всей Литве работает 23 магазина этой сети (из них восемь в Вильнюсе, три в Каунасе, два в Клайпеде, в других городах по одному). Власти страны заявляют, что хотели бы, чтоб в Литве появились и другие иностранные торговые сети. Так, в сентябре 2018 года литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис в ходе беседы с федеральным канцлером Ангелой Меркель передал приглашение прийти в Литву и немецкой торговой сети Kaufland. “Премьер на встрече сказал, что приход Lidl уже повысил конкуренцию среди торговых центров, а это создает предпосылки для снижения цен. Так что, если бы пришла сеть Kaufland, для Литвы было бы еще выгоднее”, – передал агентству BNS слова главы правительства пресс-атташе премьера Томас Бержинскас. Lidl и Kaufland управляются одной немецкой группой розничной торговли Schwarz Gruppe. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)