Согласно последним прогнозам мировое потребление и производство чая будут расти в течение следующего десятилетия, что обусловлено твердым спросом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Это создаст новые возможности для получения доходов в сельских районах и улучшит продовольственную безопасность в странах-производителях чая, говорится в новом докладе, опубликованном сегодня.
Потребление чая особенно стремительно растет в Китае, Индии и других странах с переходной экономикой, что объясняется как ростом доходов населения, так и диверсификацией продукции, включая выход на такие специализированные сегменты, как травяные и фруктовые чаи или ароматизированные сорта для гурманов.
В докладе, который обсуждался Межправительственной группой ФАО по чаю на заседании в Ханчжоу, Китае, говорится о том, что потребление чая также выросло вследствие повышения осведомленности населения о противовоспалительных и антиоксидантных действиях напитка, а также о его свойствах, стимулирующих похудание. Польза для здоровья рассматривается в качестве ключевого фактора роста спроса на напиток в будущем.
Производство чая будет расти
По прогнозам, мировое производство черного чая будет расти в среднем на 2,2% в год в течение следующих десяти лет и достигнет 4,4 млн. тонн в 2027 году, что главным образом отражает увеличение производства в Китае, Кении и Шри-Ланке. При этом Китай достигнет уровня производства Кении – крупнейшего экспортера черного чая в мире.
Ожидается, что глобальное производство зеленого чая будет расти еще более быстрыми темпами: его годовой рост составит 7,5%, и объем производства достигнет 3,6 миллиона тонн к 2027 году, главным образом за счет Китая, где производство зеленого чая по прогнозам более чем удвоится с 1,5 миллиона тонн в 2015-2017 гг. до 3,3 млн. тонн в 2027 году.
Последствия изменения климата
Доклад Межправительственной группы также предупреждает о том, что производство чая очень чувствительно к климатическим изменениям. Чай можно производить только в определенных агроэкологических условиях и, следовательно, в очень ограниченном количестве стран, многие из которых в значительной степени подвержены изменению климата.
Изменение температуры и количества осадков, приводящее к большому числу наводнений и засух, уже оказывает влияние на урожайность, качество и цену чайной продукции, приводит к снижению доходов и угрожает средствам к существованию в сельских районах. Ожидается, что эти климатические изменения будут только усугубляться в дальнейшем, требуя принятия неотложных мер по адаптации к ним.
Одновременно растет осознание необходимости содействовать смягчению последствий изменения климата путем сокращения выбросов углерода в результате производства и переработки чая.
Поэтому доклад призывает страны-производители чая учитывать проблемы изменения климата как в плане адаптации, так и в плане сглаживания последствий, в своих национальных стратегиях по развитию чайной индустрии.
Модный продукт для молодежи
Глобальный спрос на чай также выигрывает от привлечения новой клиентуры. Молодые городские жители в крупных странах-производителях, таких как Китай и Индия, стали самым быстрорастущим сегментом. Они готовы не только платить премиум за специализированные сорта чая, но и стремятся узнать больше о самом потребляемом продукте: его качестве, происхождении и вкладе в устойчивое развитие.
Молодые люди из высшего и среднего класса постоянно находятся в поиске “модных” продуктов, которые будут вписаны в их стиль жизни, который теперь включает в себя потребление наивысших сортов чая в изысканной атмосфере эксклюзивных ресторанов, отелей и кафе.
Повышение осведомленности о пользе чая для здоровья с целью стимулирования спроса
В то время как мировое потребление чая увеличивалось на протяжении последнего десятилетия, традиционные импортирующие европейские страны, за исключением Германии, наблюдали снижение уровня потребления. Европейский чайный рынок в значительной степени насыщен. Потребление на душу населения планомерно снижалось на протяжении более чем десяти лет, сталкиваясь с конкуренцией со стороны других видов напитков, в частности, бутилированной воды.
На протяжении следующего десятилетия ожидается, что в западных странах будет наблюдаться тенденция к еще большему снижению темпов роста потребления. В Великобритании, к примеру, потребление чая, по прогнозам, сократится, поскольку черный чай борется за интерес потребителя в условиях усиления конкуренции со стороны других видов напитков, в частности, кофе.
В докладе утверждается, что снижение потребления чая на традиционных европейских рынках можно остановить, и возможно даже переломить эту тенденцию посредством диверсификации продукции и ее выхода на другие сегменты, такие как органический чай, а также путем повышения осведомленности о пользе чая для здоровья и самочувствия человека.
Стратегия повышения осведомленности о полезных свойствах чая оказалась весьма эффективной и для других рынков. Например, чистовой чай приобретает все большую популярность в Соединенных Штатах, не в последнюю очередь за счет стремления все большего количества людей вести здоровый образ жизни.
Доклад Межправительственной группы был составлен благодаря данным, полученным от стран-членов, и дополнен данными FAOSTAT, Международного комитета по чаю и других источников. (АгроПерспектива/Пищепром Украины)