Казахстанские производители обеспечивают более 93% спроса на напитки и воду, передает energyprom.kz. Прошлый год для производителей безалкогольных напитков был удачным: за январь-декабрь 2017 казахстанские компании выпустили 1,2 млрд литров напитков (на 16,5% больше, чем в 2016 году) и 544,5 млн литров минеральной и газированной воды (на 10,5% больше, чем годом ранее).
Для сравнения, показатели 2016 года уступали 2015 на 9% – для напитков, и сразу на 18,7% – для питьевой воды.
Среди регионов-производителей безалкогольных напитков по итогам 2016 года лидировали Алматинская область (62,3% от РК), Алматы (11,9% от РК) и ЮКО (8,9% от РК). Именно ЮКО являлась также абсолютным лидером по производству минеральных и газированных вод – 46,5% от РК, кроме того в ТОП-3 вошла Акмолинская область – 13,5%, и еще 9,2% обеспечили производители Алматы.
В ЮКО работают такие значимые предприятия, как завод безалкогольных напитков “Визит” (напитки “Легендарный Байкал”, “Мохито”, “Буратино”, минеральная вода “Арасан Целебный”, питьевая вода “Wizoff” и т.д.), ТОО “Алекс” (минеральная вода “Алекс Сарыагаш”), ТОО “Рауан” (напитки “Aloe Sun”, “Oran Jus”, “Bizon”, “Fruit Life”, питьевая вода “Aquatica” и прочие), ТОО “Юникс” (питьевая вода “Tassay”, холодный чай “Tastea”, напитки “Holiday”, “Kazakhstan Cola” и т.д.) и прочие.
Среди крупных компаний Алматинской области – АО “Galanz Bottlers” (напитки “Maxi Чай”, “Laimon Fresh”, энергетический напиток “Torpeda”, питьевая вода “Sevens”), филиал “Аксенгир” ТОО “RG Brands Kazakhstan” (напитки “Lipton Ice Tea”, “7UP”, “Mirinda”, энергетический напиток “Yeti”, вода “A’SU” и прочие), Алматинский филиал “Coca-Cola Алматы Боттлерс”.
В Алматы ключевые производители сектора – Компания “Raimbek Bottlers” (напитки “Лимоначчо”, “Palma Fruits” и т.д.), “Либелла Боттлерс” (напитки “Натура”, “Libella”, “Extreme Кола”, энергетический напиток “Red & Black Energy”, квас “Купеческий”, газированная вода “Veroni” и т.д.), компания “Обис” (напитки “Ups”, “Фрутик”, “Алачай”, вода “Серебряная” и т.д.), ТОО “Комета” (вода “Calipso”, детская питьевая вода “Calips’ик”), ТОО “Рикс Лтд” (энергетический напиток “Dizzy”), “Vita Bottlers” (вода “Vita”) и т.д.
В Акмолинской области действует АО “Кокшетауские Минеральные Воды” (минеральная вода и чай “Туран”, новый бренд минеральной лечебной воды “Qulager-Burabay”, напитки “Fru Sky”).
Казахстанские производители по итогам января-ноября 2017 года перекрыли 93,2% от спроса на напитки и воду.
На долю импорта осталось всего 6,8%. Впрочем, сами объемы импорта выросли за год сразу на 22,3%. 7,4% ресурсов в секторе (производство + импорт) уходит на экспорт, остальное реализуется внутри страны.
Летом прошлого года был принят технический регламент ЕАЭС “О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду”, который вступает в силу только 1 января 2019 года.
Регламент вызвал споры среди производителей – с одной стороны, Евразийская экономическая комиссия признала, что новые требования необходимы для наведения на рынке порядка. С другой – были исключены понятие и нормативы физиологической полноценности питьевой воды, требования к маркировке о полезных свойствах воды и понятие физиологической полноценности воды. Это может вызвать увеличение доли обессоленной и фильтрованной воды на рынке, но подобный дистиллят не считается полноценным и полезным для человека.
К началу текущего года литр питьевой бутилированной воды стоил в магазинах и на базарах 77,9 тг, на 2,7% больше, чем годом ранее. Дороже всего вода стоила в Костанае (88 тг за л, +3,3% за год), Алматы (87 тг за л, +1,2% за год) и Усть-Каменогорске (87 тг за л, +2,4% за год). (forbes.kz/Пищепром Украины)