Только за первое полугодие 2017 года крупнейший производитель украинской курятины “Мироновский хлебопродукт” получил из госбюджета 809 млн. грн. Недавно в Facebook блогер Антон Ходза запостил грандиозное фото имения владельца ТМ “Наша ряба” Юрия Косюка в Хотове под Киевом, что вызвало бурную реакцию в соцсетях и прессе. Тогда же стало известно, что “Мироновский хлебопродукт” (МХП), являющийся крупнейшей в стране вертикально-интегрированной компанией с полным циклом производства мяса птицы, за полгода получил из государственного бюджета целых 809 млн. грн. дотаций на развитие собственного агробизнеса.
Владелец громадного имения, конечно же, утверждает, что, поселившись сам в столичном пригороде Хотове, сделал это с заботой о сельских жителях. “Там появились дороги, оттуда ушли наркоманы, которые прятались по углам, там уютно”, – поделился Косюк в одном из недавних интервью удовлетворением соседей по поводу своего “сельского” местожительства. И добил железобетонным, на его взгляд, аргументом: “У меня нет дома за рубежом. Я люблю свою страну, я верю в нее. Я пригласил иностранных дизайнеров и архитекторов, которые построили такой дом, каким я хочу его видеть. Поверьте мне, что там приятно находиться, там нет ни цыганщины, ни “дорого – богато”, там хорошо и комфортно”. Кроме этого, есть у “селянина” несельское развлечение – дорогостоящая морская яхта. Именно на ней, между прочим, в 2015 году во время отдыха сломал ключицу сам глава Администрации президента Борис Ложкин.
С желанием Юрия Косюка жить “хорошо и комфортно” трудно спорить, тем более что денег для этого у него действительно предостаточно – в последней версии рейтинга миллиардеров американского издания Forbes его состояние на конец июля 2017 года оценивается в $1,2 млрд. (четвертое место среди самых богатых людей Украины). При этом собственник МХП всегда водил дружбу с нужными людьми в украинском политикуме на самом высшем уровне еще со времен президентсва Виктора Ющенко, из чьих рук даже получил звание Герой Украины. Ну а старый бизнес-партнер Косюка по “Мироновскому хлебопродукту” Игорь Тарасюк в 2005 – 2010 гг. был бессменным главой Госуправделами (в народе ласково именуемом ДУСей), то есть самим что ни есть ющенковским “завхозом”.
К тому же друг Косюка Юрий Мельник все это время руководил министерством аграрной политики, став настоящим рекордсменом. Сначала он вошел в Кабмин Юрия Еханурова, будучи членом Украинской народной партии (осколок Руха во главе с Юрием Костенко), затем остался в правительстве Виктора Януковича, но по квоте КПУ, доставшись, в конце концов, в наследство премьеру Юлии Тимошенко уже как представитель “Нашей Украины”. То есть премьерские ротации совершенно не отражались на стабильном бизнесе “Нашей Рябы” и лоббировании ее интересов на государственном уровне. Кстати, с 2010-го Мельник – первый зам председателя правления МХП, а в 2014-м даже был главой правления МХП, пока Косюк являлся госслужащим.
Как давний соратник Петра Порошенко с его избранием новым президентом аграрный миллиардер сразу же оказался на Банковой в качестве первого заместителя главы АП. К функциям Косюка относилось кураторство над правоохранительными органами страны и, как следствие, – руководство Антитеррористической операцией на Донбассе, хотя его знакомство с армией закончилось в конце 1980-х, когда он отслужил срочную службу. Как ни парадоксально, но пока Косюк занимался АТО, о каком-либо давлении самопровозглашенных властей на его бизнес-активы в оккупированном Крыму не было ни слуху, ни духу. Что вызывало удивление на фоне кампании на аннексированном Россией полуострове по неприкрытой экспроприации крымской собственности Игоря Коломойского, Сергея Таруты, Олега Бахматюка и других крупных украинских предпринимателей.
А экспроприировать у МХП в Крыму было что: крупнейшая в АРК птицефабрика “Дружба народов Нова” и мясокомбинат “Дружба народов”, одноименное сельхозпредприятие, обрабатывающее на полуострове почти 17 тыс. га угодий, и, наконец, Косюк контролировал Крымскую фруктовую компанию, которая на 2 тыс. га плантаций выращивает яблоки, груши, персики и другие фрукты. В целом, по некоторым оценкам, все эти крымские активы стоили $210-$280 млн., но лишь в начале 2017-го МХП проинформировал о продаже неназванным покупателям всего своего хозяйства в Крыму. Согласно сообщению на Лондонской бирже, сделка стоила $77,5 млн., но Косюк называет произошедшее кратким словом “отъем”. Правда, куда жестче формулировки относятся к другому действительно “отжатому” у МХП имуществу на территории оккупированной части Донбасса, ведь на весну 2014 года в его собственности была птицефабрика в районе города Чистяково (бывший Торез) в Донецкой области, ныне “национализированной” боевиками “ДНР”.
Правда, говорить о больших потерях для бизнеса Косюка вряд ли стоит, ведь с прошлого года его состояние увеличилось на $200 млн. Это при том, что с кремлевской агрессией для кур “Нашей Рябы” действительно закрылся не только российский рынок, но и рынки Беларуси и Казахстана как членов Таможенного союза. Со слов самого бизнесмена рынок России он заместил европейским, наладив поставки преимущественно в Словакию и Голландию, где обзавелся собственными мясоперерабатывающими предприятиями. К тому же теперь в приоритете МХП – Ближний Восток, другие азиатские и частично африканские страны, а также поставки курятины в Китай через Гонконг.
А еще МХП хочет активнее войти на рынок Германии, планируя там открыть свою птицефабрику. Правда, как оказалось, у немцев своих производителей пока хватает. Посему пришлось поплакаться на неудачи на Родине и получить в виде, так сказать, компенсации, более 800 млн. грн. дотаций из украинского бюджета, которые к концу года явно перевалят за миллиард. Повышается качество продукции и обслуживания – это хорошо. Расширился ассортимент, в фирменных магазинах “Нашей Рябы”: теперь продаются свинина, колбасы, сыры и прочие продукты – тоже не плохо. С каждым годом производство мяса птицы в Украине растет, благодаря выходу на новые рынки. Но, как заметили простые покупатели, при этом в “Нашей Рябе” за последние месяцы одномоментно повысились цены на всю продукцию на 25-30%.
Возникает вопрос: почему простые украинцы, за счет которых формируется бюджет, должны доплачивать такому прибыльному бизнесу, причем дважды? И обеспечивать государственные дотации человеку, который входит в пятерку богатейших аграриев мира? Все ж прекрасно понимают, что этого не могло быть без поддержки со стороны высшего руководства страны. Но Косюк продолжает утверждать, что не спонсирует никакие политические силы, а мощное аграрное лобби в нынешнем парламенте, которое, в частности, работает и в интересах МХП, – это выдумки. Да и он совершенно не причастен к интересному распределению дотаций на АПК: половина – всем, а половина – птицеводам. При этом хорошо известно, что “Наша Ряба” занимает не меньше 60% рынка курятины в Украине, а ближайший конкурент – “Гавриловские курчата” – менее 13%. (Comments.ua/Пищепром Украины)