Израиль – страна, поразившая мир своим талантом превращать безводные пустыни в плодородные оазисы. Просто на песках и камнях жители этой небольшой страны с помощью сверхсовременных технологий получают фантастические урожаи, высокие надои, обеспечивая продукцией не только свою страну, но и многие другие. Совершенно очевидно, что мы имеем дело с новой моделью аграрного производства. В чем ее отличие, скажем, от украинской модели, и можно ли богатый израильский опыт внедрить на наших черноземах? Об этом и многом другом – в интервью с директором украино-израильского Института стратегических исследований имени Голды Меир Альбертом Фельдманом.
-Альберт Александрович, в вашем выступлении на недавнем украинско-израильском симпозиуме в Институте экономики и прогнозирования прозвучала фраза: “необходимо переходить от сельского хозяйства к аграрной индустрии”. Что имеется ввиду? Последующее развитие агрохолдингов, интенсификация производства, или нечто другое?
-Когда я говорю об индустриализации, имею ввиду привлечение современных технологий аграрной индустрии, в первую очередь, для мелкого и среднего производителя. Я не поддерживаю развитие крупных аграрных холдингов, потому что большой капитал, как говорили классики, не имеет сердца, главная цель таких формирований – максимальная ежеминутная прибыль. Что касается фермерства и среднего аграрного производства, они более привязаны к местности, где живут и работают, у них меньше возможностей для смены аграрных территорий, исходя из этого, они более ответственно относятся к земле. Мы считаем, что израильский опыт больше подходит именно для таких хозяйств, где важное место занимают не только технологии, но и любовь к своему делу, к природе. Израиль может предложить интересные проекты и животноводам, и садоводам, и производителям овощей, и переработчикам. Нет ничего невозможного. Это доказали в Израиле. И мы бы хотели, чтобы такой же оптимистичной философией вооружились и украинские аграрии. Фермерский класс должен иметь адекватные возможности для конкуренции, создания добавленной стоимости и не восприниматься исключительно, как производители сырья.
-Как это можно реализовать на практике?
-Три направления. Первое: мы будем активно обмениваться информацией, используя всевозможные средства, в том числе и вот такие семинары, а также СМИ, чтобы убеждать украинских аграриев, почему необходимо и насколько реально превратить сельское хозяйство в аграрную индустрию, наглядно показывая, каким образом производственные и организационные технологии привели к тому, что 3% населения Израиля создают вот такой огромный процент (17-18) национального валового продукта.
Второе: мы бы хотели создать Центр аграрных инноваций, небольшую площадку, на которой будем демонстрировать эффективность конкретных технологий в животноводстве, растениеводстве, переработке, и как они воздействуют в целом на социально-экономическое состояние хозяйства и территории. Мы надеемся, что идею создания этого центра поддержат Министерства сельского хозяйства и Министерство экономики Израиля и соответствующие государственные структуры в Украине. Но следует учитывать, что Израиль не очень богатая страна, она не может поддерживать 45 миллионную Украину прямыми инвестициями, поэтому хотели бы создать некие надгосударственные структуры, для реализации проектов, которые могли бы обеспечить финансирование внедрения современных технологий и наших инициатив. Посольство Канады совместно с посольством Израиля такую программу реализовали в 2016 году, она была крайне успешной и если сегодня спрос со стороны украинских аграриев на такие формы работы будет достаточно велик, то этот проект можно, как минимум, повторить. Но мы уже видим возможность участия правительств и других государств. Украинцам как говорится “не надо дарить рыбу, им надо дать удочку”. Тем для сотрудничества очень много, одна из них – наступление степи в Украине, что может привести к серьезным изменениям условий ведения сельского хозяйства и вообще климата в сопредельных странах. Поэтому трансграничное взаимодействие в решении этих проблем вполне может позволить получить определенные средства.
-Где израильский аграрий берет воду?
-На сегодняшний день в Израиле появилась уникальная, можно сказать, революционная технология получения воды из воздуха, которую мы бы очень хотели представить и в Украине. Она уже реализована, произведены первые аппаратные установки, позволяющие получать чистую воду, как говорится, из ничего. Правда, используется достаточно много электричества, поэтому это будет сопряжено с одновременным получением солнечной и световой энергии. Уже действует компания, которая пытается ввести описанную технологию в повсеместную практику, и для Украины это тоже может стать важным направлением. Но и на даный момент в Израиле действует целая программа обеспечения страны водой. Во-первых, выведены сорта, которые потребляют гораздо меньше влаги, во-вторых, разработаны уникальные методики ее очистки, созданы технологии опреснения морской воды, переработки технической, у нас очень качественно работают с артезианскими источниками. Израиль в этом отношении – прямая противоположность Украине, где абсолютно хищнически разрабатываются артезианские воды, огромное количество скважин заброшено, не тампонированы, из-за чего происходит загрязнение подземных источников. Хотелось бы, чтобы Министерство экологии Украины обратило внимание на эту проблему. Опытом ее решения мы тоже можем охотно поделится.
Надо помнить, что любая скважина, любая дырка в земле должна быть санкционирована, и в том случае, если она не используется, тампонирована, необходимо подумать о налаживании системы вторичного и даже третичного использования технической воды. Таким образом решается вопрос дефицита водных ресурсов. Израиль сегодня даже начинает поставлять их в ту же Иорданию. Мы исходим из того, что если Третья мировая война когда-то и начнется, то, в первую очередь, за воду, потому что это основной ресурс, который все больше и больше расходуется, в том числе и для производства продуктов питания. В сентябре в Израиле будет проходить трехдневная международная конференция VOTEK, посвященная эффективному использованию водных ресурсов, а также их восполнению, очистке. Мы пригласили на это мероприятие и украинских специалистов в сфере оборота воды и в аграрной сфере.
-Очень много сейчас говорят о достижениях Израиля в аграрной сфере. Но за счет чего, откуда? Воля государства или еще что-то?
-Да, в первую очередь, воля государства. Сельское хозяйство очень долго рассматривалось как одна из главных экспортных отраслей и как одна из основ продовольственной и геополитической безопасности государства. Главная цель израильской экономической доктрины – полное автономное обеспечение всеми необходимыми ресурсами. Очень много усилий было потрачено на поиск газа, в итоге он был найден. Была также поставлена задача, чтобы в случае, если возникнет ситуация продовольственной блокады, страна могла себя обеспечить всеми видами продукции и накормить население, армию. Я говорю о 1940-1950-х годах, именно отсюда берут начало успехи израильского сельского хозяйства. Ну, а затем постепенно вводились специальные государственные программы поддержки аграрных формирований, как экзотических так и таких архаических, как кибуцы.
-Вы по этому поводу не комплексуете?
-Нет, кибуц доказал свою эффективность и функциональность, многие из них перестроились, стали фабриками, заводами по переработке аграрного сырья, но тем не менее, они все довольно успешно работают, однако появились и другие формы: кооперативы, аграрные полисы, мошавы, то есть частные аграрные объединения, микросоциумы и все это поддерживает государство. Половина аграрных формирований – кибуцы, треть – мошавы, остальные – новые экзотические формирования. 3% населения, занятого в аграрном секторе, производит примерно 17% ВВП Израиля! И если бы такое соотношение было в Украине, то в госбюджет поступало бы ежегодно 120-130 млрд гривен дополнительно.
-Израиль полностью себя обеспечивает продуктами?
-Нет, он зерновые завозит с Украины, также импортирует картофель, кукурузу, продукты животноводства, мы могли бы увеличить их производство, но намного выгоднее их завозить, потому что нецелесообразно использовать для производства зерна огромные территории, которых у нас просто нет. Израиль акцентирует внимание на плодовых и овощных культурах, на производстве продуктов, которые имеют высокую добавленную стоимость и максимально приспособлены к безлюдному, качественному, высокотехнологичному производству. Залог успеха Израиля – это селекция, использование очень высококачественных удобрений, специальных аграрных технологий от ампельного производства до огромных теплиц которые больше спасают от жары, когда в Украине – от холода и многое другое…
-Похоже, современные технологии в Украине решат не все. Что еще нужно, чтобы они были у нас эффективными?
-Украинский аграрий не чувствует себя хозяином на земле, он относится к ней не как к пространству, с которым надо взаимодействовать, сотрудничать в процессе производства, а лишь как к месту, которое его кормит. То есть преобладает потребительское отношение. Отсутствует эффективная поддержка государства, сейчас она ориентирована в основном на латифундистов, которые могут пролоббировать те или иные законы или их отсутствие. У государства нет особого желания поддерживать мелкого и среднего производителя. Практически отсутствует система кредитования АПК, рынок финансов истощен, производство просто выживает, не думая о модернизации, особенно в условиях кассовых разрывов, связанных с ожиданием продаж урожая. У государства до сих пор, к сожалению, нет стратегии модернизации сельского хозяйства. Долгие годы оно рассматривалось, как производитель сырья, никто не задумывался о том, что нужна глубокая переработка. Допущено очень много стратегических ошибок. В свое время Украина получила огромное наследство от Советского Союза в виде перерабатывающей промышленности, но она была очень устаревшей, приносила большие убытки, и в какой-то момент у кого-то, возникла мысль, что это все ненужно, значит его надо демонтировать, разрушить. Сахарная индустрия, которой Украина гордилась и которая давала ей в 18-19 веке почетный статус кормилицы Европы, сейчас почти полностью уничтожена. Правильным решением было бы все эти объекты сохранить, модернизировать и продолжать наращивать производство продуктов с добавленной стоимостью. Например, Украина сегодня может обеспечить солью всю Европу. Но этот продукт вывозиться в виде сырья, которое в других странах фасуется и превращается в белую, тонкую соль. Потенциал украинского АПК еще довольно высок. Но для того, чтобы его реализовать, нужны современные подходы. И самое главное, роль государства в этом должна быть на порядок выше. (Инфоиндустрия/ Пищепром Украины)