На реализацию идеи нацелены исследования, организованные в Международном центре изучения картофеля в Перу. В условиях перуанской пустыни специалисты NASA и изучают вопрос о том, какой из имеющихся в Центре 4500 сортов картофеля в наибольшей степени подошел бы для выращивания на поверхности Красной планеты.
“Когда люди высадятся на поверхность Марса, им придется выращивать продовольствие. Думаю, нам удастся найти такой сорт картофеля, который будет расти при холодных температурах и в условиях низкого атмосферного давления. Именно такой сорт был бы подходящим для Марса”, – отметил специалист по планетарным исследованиям в калифорнийском центре имени Эймса Крис Маккей.
Исследования проходят в пустыне Пампас де ла Джойая – одном из наиболее засушливых районов на Земле, где в год выпадает всего около одного миллиметра осадков. Этот район – часть пустыни Атакама, которая давно привлекала экспертов NASA своими геологическими и климатическими условиями, напоминающими поверхность Красной планеты.
В настоящие время для опытов отобраны 65 сортов картофеля. Они будут высажены в грунт, доставленный из пустыни в лабораторию Международного центра изучения картофеля в Лиме. Если растения будут развиваться нормально, то тогда они будут помещены в условия, имитирующие те, которые существуют на поверхности Марса. По оценкам перуанского эксперта Уолтера Амароса, лишь около половины из отобранных сортов прорастет в почве, доставленной из пустыни, и лишь около 10 сортов могут дать достаточно большие клубни. Вкус у них может быть непривычным, предупредил он, как это бывает в случаях, когда картофель растет в засушливых условиях и при больших перепадах температур.
“Не думаю, что на Марсе можно будет высаживать картофель в открытый грунт. Скорее всего, рассаду придется выращивать в контролируемых условиях, под куполами”, – считает перуанский эксперт. Другой перуанский специалист, Хулио Вальдивиа-Сильва, занимающийся в NASA вопросами астробиологии, рассчитывает на то, что “марсианский” картофель не потеряет вкуса. “Это очень серьезная проблема: взять живой организм и попытаться переместить его в совершенно иные условия. Мы никогда не делали этого прежде”, – отметил он в интервью WSJ. (most-dnepr.info/ Пищепром Украины)