В Россельхознадзоре признали, что в России нет условий для нормального производства семян. Об этом заявил журналистам помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко. “Инфраструктура исчезла в 1990-е годы, когда в Россию хлынул поток дешевых импортных семян”, – цитирует представителя Россельхознадзора “Газета.Ru”.
По его словам, в настоящее время большая часть традиционных российских сортов картофеля выращивается в Белоруссии. Он объясняет это тем, что в России нет условий для нормального производства семян.
“Ну вот, в кои-то веки сказали правду, до чего довели страну, – так прокомментировал заявление Россельхознадзора известный российский экономист Михаиз Хазин. – И это не только с картофелем так … А говорят, кто-то у нас воевать собрался … Ну, на три месяца нас хватит. А вот на годик, другой … Если потенциальный противник семян не подкинет – вымрем все, к чертовой матери!” На прошлой неделе об угрозе продовольственной безопасности страны заговорил и министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. В интервью НТВ он заявил, что Россия на 70-90% зависит от импорта по некоторым видам семян, поскольку 20 лет назад было выгодно покупать, а не производить.
Глава Минсельхоза даже предположил, чем может грозить стране такая зависимость. “Мы прекрасно понимаем: это не просто семена, это не просто деньги, вывезенные из страны на покупку семян, а это продовольственная безопасность. То есть если нам перекроют этот кислород, то мы останемся без семян, а значит, без сахара, без хлеба”, – подчеркнул министр.
Эксперты признают, что в СССР была довольно сильная селекционная школа, особенно в части злаковых культур. Но в остальном страна сильно отставала. Например, производители сахарной свеклы даже не рассматрвиают предложения отечественых селекционеров. “Можно сказать, российского производителя семян вообще у нас нет. А какие есть, они очень, так скажем, отличаются по качеству от импортных производителей. Поэтому приходится покупать. Напрямую зависим от курса доллара и евро”, – рассказывает руководитель КФХ из Тамбовской области Денис Старостин.
“По тем же цветам мы отставали, – считает президент компании “Русский огород” Владимир Корочкин. – Мы до сих пор выращиваем сорта, которые еще в 1922 году были продуцированы на Грибовской опытной станции путем отбора из европейских образцов в течение двух лет. И там есть сорта, которые реально выращиваются в Европе по 200-300 лет”.
Что касается современных высокопродуктивных сортов овощей, то, как отметил эксперт, первые гибриды огурца и томата появились у нас в 80-х годах прошлого века. Далее все эти процессы остановились, и, по сути, все эти 25 лет в России не было политики, направленной на развитие конкуренции в области селекции и семеноводства.
Как считает Владимир Корочкин, “была принята ошибочная идеология сохранения неэффективных, убыточных государственных институтов сельхозакадемии. В итоге они деградировали. Вся собственность, которая там была, около полутысячи семеноводческих станций и под сотню институтов, либо была разграблена, либо использовалась неэффективно. Это тысячи или даже десятки тысяч гектаров земель, которые были в хозяйственном ведении сельхозакадемии. Не понятно, что с ними стало, что кем построено, кто живет на этих землях…”
Владимир Корочкин считает, что практически все надо восстанавливать заново. Из-за отсутствия внятной политики за последние 20-25 лет Россию догнали страны, в которых никогда никакой селекции не существовало. “С точки зрения сортов, Китаю нечего было делать на мировом рынке еще 15 лет назад. Сегодня они практически лидеры мирового рынка”, – констатирует эксперт. (Agro2b/ Пищепром Украины и мира)