Минимум три года понадобится украинским переработчикам молока, чтобы выйти на новые рынки и минимизировать потери от прекращения экспорта в Россию. Такое мнение выразил специалист по вопросам экспорта Ассоциации производителей молока Богдан Шаповал.
“Основные потери [от запретов России] и сокращение производства состоялись в 2014-2015 гг., и рынок при согласованных действиях и государственной поддержке сможет их компенсировать не раньше 2019 г.”, – отметил он. По словам эксперта, для активной работы на внешних рынках Правительство должно решить проблему экспортного финансирования. “Мы не можем говорить об экспорте в Саудовской Аравии, требуя с контрагентов предоплату. А дешевые кредиты под экспортные операции в украинской финансовой среде отсутствуют как таковые. В среднем экспортная операция длится 4-6 месяцев, и средства для ее проведения нужно “вырывать” из оборотного капитала. Бывают случаи, когда у молокозаводов недостаточно средств для проведения операции, и бизнес отказывается от контрактов”, – отметил Шаповал.
Кроме того, сейчас актуален запуск торговых представительств и расширение функционала посольств для продвижения украинских продуктов питания за рубежом. “В этом плане наиболее активным является Министерство экономического развития и торговли Украины, которое внедряет подобные проекты. Но к полноценной поддержке экспорта с государственной стороны еще далеко”, – считает эксперт. По его мнению, наиболее перспективными для экспорта украинской молочки являются рынки Китая, Ирана, Ирака, Южной Кореи, Филиппин, а также Субсахарской Африки. “Также важно будет удержать позиции в Казахстане и других традиционных рынках Среднего Востока, которые приносят львиную долю экспорта молочных продуктов. Это будет трудно, несмотря на проблемы с транзитом через территорию РФ”, – добавил Шаповал. (УНН/ Пищепром Украины и мира)