Американские технологии выращивания свинины и принципы регулирования отрасли долгое время оставались неизвестными для украинских производителей. Однако сейчас, когда все больше украинских виноводов посещает США в поисках практических знаний, и на отечественном рынке появляется все больше американских компаний, этот опыт становится доступным. С другой стороны, интересно, как представители американского свиноводческого бизнеса видят украинскую отрасль.
Компания «АУРА» выполняет весь комплекс работ по изготовлению гранитных памятников – выезд к заказчику, создание, доставка и установка памятника, подсыпка земли, оформление могилы. Вы можете заказать одинарные и двойные памятники, мемориальные и эксклюзивные, бюджетные и памятники-скалу.
Своими мыслями поделился Томми Херринг, владелец компании Hog Slat, которая специализируется на выращивании свинины и является одной из крупнейших мировых производителей оборудования и щелевых полов.
– Расскажите историю становления вашего бизнеса? С чего все начиналось?
– Это семейный бизнес. Мой отец и его брат начинали с фермы на 500 свиноматок. В 1969 г. поголовье возросло до 3 тыс. Строя площадку для доращивания, не смогли найти пол, соответствующий нашим потребностям. Поэтому, полагаясь на опыт, сами начали заниматься его производством. Соседям-фермерам такой щелевой пол понравился, появились первые заказы, что в конце-концов развились в глобальный бизнес. Через три года расширили арсенал оборудования для свиноферм, а с 1989 г. начали строить свинокомплексы “под ключ”.
В 1994 г., когда весь бизнес лежал на отцовских плечах, я и два моих брата решили объединить два направления – выращивание свиней и производство оборудования – в одну компанию. С тех пор мы нарастили поголовье до 25000 свиноматок.
Можно сказать, что сегодня Hog Slat больше ориентирована не на свиноводство, а на строительство свиноферм, которые полностью укомплектовываем оборудованием собственного производства. Есть два больших завода, где его производим (в Северной Каролине и Небраске), и четыре, которые специализируются на щелевом полу (в США и Румынии). Кроме того, лицензированное производство бетонных плит в Чили и Мексике.
Свиней выращиваем исключительно в США. Задумывались над тем, чтобы открывать свинофермы в других странах, но есть опасения, что не сможем обеспечить надлежащий менеджмент. Поэтому пока заниматься свиноводством за пределами Америки не спешим.
– Сейчас в Украине ориентируются на европейские технологии производства свинины, американские – мало известны. Думаете, причина тому – расстояние?
– В Восточной Европе работает немного американских компаний. Более того, американский и европейский рынки очень отличаются. В США средний размер ферм – 25 тыс. свиноматок (маленькие насчитывают 10-12 тыс.), в то время, когда в большинстве стран Европы маточное поголовье в хозяйствах небольшое (250-500 голов). В соответствии с этим отличается менеджмент и техническое оборудование свинокомплексов.
Украинский рынок намного привлекательнее для американских компаний, поскольку он развивается. У вас, в отличие от европейских стран, достаточно земли, чтобы строить большие фермы. Кроме того, климат в Украине и США также похож (в тех штатах, где выращивают свиней): зимой – холодно, летом – жарко. Это влияет на технологии содержания свиней.
– С точки зрения инвестора, что препятствует начать выращивать свиней в Украине?
– На наш взгляд, инвестировать в свиноводческий бизнес здесь пока проблематично. Нет прозрачности в земельных вопросах, ситуация в стране нестабильна, государственные органы не создают условий для привлечения иностранных инвесторов. А это, согласитесь, не убеждает вкладывать деньги.
– Насколько защищенными чувствуют себя американские свиноводы?
– В США действует ряд организаций, которые поддерживают свиноводов как на национальном, так и на уровне штатов. В частности, фонд Pork Checkoff, который формируют сами производители. Государство его субсидирует. Из этого фонда выделяются средства (40 центов с каждых $100 за реализованных на убой свиней) на исследования и научные разработки, образовательные программы, популяризацию свинины, то есть все, что способствует развитию отрасли в целом. К тому же, в США с 1921 г. действует Packers and Stockyards Program, которая возникла из-за необходимости защищать интересы фермеров, когда заготовители задерживали плату за поставленных животных. Созданная государством организация начала контролировать процесс расчета. Если фермеру не заплатили в день поставки, с переработчика взыщут штраф – сейчас это около $11 тыс. В Украине, как мне известно, оплату можно ждать несколько недель. Такая схема плохо сказывается на денежном потоке и ликвидности предприятия.
Следует отметить, что ни один фонд в Америке не лоббирует политические интересы свиноводов. Если производители хотят перемен на законодательном уровне, то самостоятельно разрабатывают рекомендации, которые передают государственным органам. Те их рассматривают и, если считают правомерными, вносят изменения в нормативные документы. При этом разработка поправок и доведения их преимуществ – это коллективная работа производителей, ассоциаций и научных учреждений. В американском конгрессе нет людей, которые бы отстаивали интересы аграриев, ведь мало кто из его представителей (около 3%) занимается растениеводством или животноводством и разбирается в особенностях аграрного сектора.
– Насколько прибыльное свиноводство в Америке?
– За последние 10 лет чистая прибыль свиноводов составляет в среднем $8-10 на голову. Поэтому все работают над снижением себестоимости. Украина в этом, кстати, имеет весомое преимущество – у вас относительно дешевое кормовое сырье.
В свиноводческом бизнесе также важен баланс: в проект не стоит вкладывать лишнего, поскольку это пустые перерасходы, однако и слишком экономить нельзя, потому что, это в конце-концов, приведет к производственным проблемам и, соответственно, низкой эффективности.
Как показывает наш опыт, чтобы свиноводство было “в плюсе”, необходим “умный” менеджмент производственных затрат и создание соответствующих условий для работы персонала, поскольку именно от работников зависит результат всего дела.
– Действуют у вас какие-то специальные программы практической подготовки работников свиноферм разных уровней?
– Да, есть и долго- и среднесрочные. Как по мне, лучший вариант подготовки людей для работы на свиноферме – обучение в небольших местных колледжах, где они получают основные знания и навыки, а дальше, работая на ферме, получают практический опыт. Однако поскольку отрасль развивается, знания регулярно актуализируют на различных стажировках. Пройти курс обучения и несколько лет работать в хозяйстве недостаточно, работник должен постоянно развиваться. Самое главное здесь – профессионализм людей, которые проводят обучение, простота и понятность изложения материала. Поэтому для этого нужно привлекать лучших специалистов.
– В США консультационные услуги дорого стоят?
– Есть много консультантов, их подходы к работе очень отличаются, соответственно, и стоимость услуг варьирует. Большинство свиноводов в США – крупные производители, которые редко пользуются консультационными услугами. Это нужно только в том случае, когда возникает специфическая проблема, а собственные специалисты ее не в состоянии решить. Однако такие услуги имеют один недостаток: часто производитель обращается к консультанту, платит за его рекомендации, но ничего в своей работе не меняет. В результате это пустая трата и средств, и времени.
– Если уже вспомнили о специфических проблемах, как в Америке справляются с эпидемической диареей свиней?
– Бороться с любой болезнью, включая ЭДС, сложно. Можно усилить меры биобезопасности, но быть уверенным в безопасности кормов и транспорта сложно. Поэтому в Америке большинство свиноводов имеют свои собственные скотовозы, чтобы самостоятельно их мыть и дезинфицировать (для этого оборудуют специальные зоны), выдерживая между поставками животных 24-48 часов.
ЭДС опасна еще и тем, что вирус может передаваться по воздуху. Некоторые американские свиноводы ставят фильтры, чтобы максимально очищать входящий воздух и не допустить проникновения инфекции. Но это дорогое удовольствие: расходы на одну голову увеличиваются на $1-2.
Кроме того, в США против ЭДС доступны вакцины. Конечно, использовать их как инструмент в борьбе с вирусом можно, но это не панацея. Самый эффективный способ не допустить ЭДС на ферму – дезинфекция и строгие правила биобезопасности.
– Изучив ситуацию в Украине, как видите дальнейшее развитие отрасли?
– Инвесторы понимают, что в Украине можно выращивать зерно, которое тогда конвертировать в килограммы мяса. Это создаст дополнительные рабочие места, будет способствовать развитию отрасли и улучшать продовольственную безопасность страны. Конечную продукцию можно реализовать как на внутреннем, так и на внешних рынках. Это реальная возможность для Украины и, по-моему, глобально конкурентная. (PigUa/Пищепром Украины и мира)