Разрешение на поставки в Евросоюз “Милкиленд” будет использовать для освоения нишевого премиального молочного сегмента этих стран. В десятку украинских молочных предприятий, получивших разрешение на экспорт в ЕС, вошли три производственные предприятия, подконтрольные группе компаний “Милкиленд”. Компания входит в пятерку ведущих отечественных переработчиков молока и экспортеров молочной продукции.
В свое время “Милкиленд” был серьезно “простимулирован” претензиями Россельхознадзора. “Мы вложили значительные средства, чтобы соответствовать требованиям этой структуры. В результате на удовлетворение требований ЕС мы потратили сравнительно немного”, – рассказал Анатолий Юркевич, главный исполнительный директор и совладелец ГК “Милкиленд”. Ранее компания была ориентирована на российский рынок, который, как известно, с 1 января 2016 г. закрыт для экспорта украинских продуктов питания (см. стр.30-32).
Анатолий Юркевич считает: чтобы корректно оценивать потери украинских сыроваров от российского эмбарго, следует отталкиваться от показателей 2013 г. Если в 2012 г. украинских сыроваров “давил” Россельхознадзор, то в 2013 г. экспорт украинских сыров в Россию более-менее стабилизировался и благополучно продолжался вплоть до 2014 г. “Уже в мае 2014 г. Россия официально закрыла свой рынок для украинских сыроваров”, – сказал Юркевич. Он также заметил, что на тот момент оставались лишь “лазейки” в виде поставок сырного продукта (продукт, который изготовляется по технологии, аналогичной производству сыра, но вместо молочного жира содержит растительный).
В 2015 г. украинские сыр и сырные продукты все-таки попадали в РФ через Крым и открытые границы в Донецкой и Луганской областях. Кроме того, Россия разрешила экспорт считанным предприятиям (компаниям “Гадячсыр”, “Терра Фуд” и др.). С введением российской стороной эмбарго с 1 января 2016 г. экспорт украинских сыров в РФ сократился к концу 2015 г. и, по официальным данным, составил немногим более $8 млн. “Мы видим очень простой выход из сложившейся ситуации: работаем на внутреннем рынке, начинаем разрабатывать и производить продукцию для новых рынков и пытаемся на них выйти”, – рассказал Анатолий Юркевич.
Приоритетными в “Милкиленд” определили рынки ЕС, Ближнего Востока и Китая. Основная проблема заключается в том, что компания выпускает в основном продукцию b2c (т.е. готовые продукты для конечного потребителя) и должна учитывать традиционные вкусовые предпочтения каждой страны. Например, сыр для арабских стран должен быть значительно более соленым и сухим, чем привыкли, скажем, украинцы или россияне. В Китае традиции потребления сыров практически нет, а вкусы потребителей для нас выглядят очень экзотичными. И наоборот: тот вкус, который мы воспринимаем как сливочный, мягкий и сбалансированный, китайцы сочтут экзотикой.
“В Европу мы только начали выходить. Там есть украинские диаспоры, которые готовы покупать нашу продукцию такой, как она есть. В то же время хотелось бы предложить местному населению те товары, к которым оно привыкло. В небольших объемах подобную продукцию мы уже производили, но для наращивания сбыта потребуются значительные маркетинговые усилия. При этом в “Милкиленд” уже приняли решение работать на европейском рынке в нишевом премиальном сегменте, поскольку масс-маркет не дает возможности окупить стоимость кредитных ресурсов”, – отметил Юркевич.
Впрочем, ответить на вопрос, какой же из новых экспортных рынков будет для “Милкиленд” основным, в компании пока затруднились. “Мы еще не определились, рынки для нас новые, и мы параллельно работаем со всеми тремя. Сейчас готовится первая поставка в ЕС – в Польшу. Там возникает ряд трудностей: например, нет однозначной трактовки некоторых таможенных пошлин. При этом мы продолжаем готовить новые продукты для Китая и Ближнего Востока. Посмотрим, как пойдет”, – пояснил Анатолий Юркевич. (Бизнес/ Пищепром Украины и мира)