Председатель мукомольного комитета при Союзе предпринимателей Кыргызстана Батыр Торобаев заявил представителям СМИ, что на сегодняшний день на территории КР функционируют 34 мелькомбината. “Порядка 90% себестоимости муки составляет зерно. Но из-за более крупных объемов производства и ценовой политики, мы плохо конкурируем с казахстанскими мелькомбинатами”.
Сами мукомолы неоднократно отмечали, что остановка предприятий приведет и к потерям у животноводов, так как 25% производства муки – побочные продукты, идущие на корм скоту. При этом есть опасение, что из-за уменьшения объемов производимых кормов в упадок может прийти стратегическая отрасль страны. По словам эксперта по сельхозотрасли Улана Адамалиева, мукомольная отрасль – базовая для животноводства.
– Они дают дешевые корма для заводчиков скота. Поэтому, при уменьшении объемов вырастет и стоимость продукции. А, следовательно, произойдет и само повышение цен на мясо. Закрытие предприятий, как итог, потянет за собой и сферу животноводства. Единственное, что спасет фермеров – отгон скота на пастбища. Надо только дождаться первой травы. Облегчает ситуацию и то, что зима в этом году была достаточно мягкой, и кормов ушло гораздо меньше. Если повезет и дальше, и весна не затянется, то особых убытков фермеры не понесут. Но что будет в следующем году, неизвестно, – сообщил Улан Адамалиев. Однако, по мнению эксперта, сейчас дело не столько в подорожании кормовой базы, сколько в общей рентабельности животноводческого производства на фоне кризиса.
– Из-за уменьшения покупательской способности идет и снижение потребления мяса населением. Поэтому, дело тут даже не в кормах, а в доходности самого производства в настоящий момент.
Эксперт отметил, что наиболее пострадает от убытков мукомолов птицеводство. – Куры потребляют достаточное количество побочных продуктов от производства муки – дробленку, сечку, отруби и т.д. С учетом сегодняшних затруднений с ввозом более дешевых, но не свежих яиц из Казахстана и РФ, многие отечественные птицефабрики и так обанкротились. Последним ударом для тех, кто еще держится на плаву, станет повышение цен на корма. Единственный выход – поделить импортные яйца не первой свежести и наш свежий продукт на категории: свежее яйцо и просто куриное яйцо. Это позволит расставить приоритеты, мы сможем защитить рынок без препятствий со стороны норм ЕАЭС, – подчеркнул Адамалиев.
Однако все эти нюансы, как считает эксперт, должно лоббировать, прежде всего, правительство.
– Оно, в первую очередь, должно быть заинтересовано в защите своего рынка и производителей. Не могу сказать, что оно совсем ничего не делает, но, по большей части, предприниматели сами вынуждены защищать собственные интересы. А это, как показывает практика, не всегда достигает своей цели. Так как в решении некоторых вопросов необходимо вести переговоры на уровне правительства и министерств, – добавил Адамалиев.
Напомним, по результатам итогов уборки-2015 основных видов сельскохозяйственных культур, по состоянию на 23 октября производство зерна (в первоначально оприходованном весе) по Кыргызской Республике составило 1,8 млн. т, или 130,4% на аналогичную дату прошлого года, при урожайности 31 центнер с гектара (в первоначально оприходованном весе). Как отмечают в статкомитете, рост производства зерна обусловлен увеличением урожайности пшеницы и ячменя. Так, на 23 октября 2014 г. средняя урожайность пшеницы в целом по республике составляла 18,3 центнера с гектара (в первоначально оприходованном весе), в то время как на соответствующую дату 2015 г. – 25,7 центнера с гектара, ячменя соответственно 13,8 центнера с гектара против 23,0 центнера с гектара. По официальной информации, Кыргызстан ежегодно закупает у Казахстана до 200 тыс. т зерна. (РБК/ Пищепром Украины и мира)