Производство молока на России в 2016 г. может упасть ниже психологического барьера в 30 млн. т. Его себестоимость растет в связи с девальвацией рубля, при этом закупочные цены не повышаются. Об этом говорится в прогнозе, который дали эксперты Национального союза производителей молока (“Союзмолоко”).
По оценке организации, в 2015 г. производство молока в стране снизилось до 30,4 млн. т с 30,8 млн. т в 2014-м. Как считают в “Союзмолоке”, продовольственное эмбарго, введенное РФ в отношении ряда государств, не дало положительных результатов. Оно сократило импорт молока и молочных продуктов на 20%, но на освободившееся на рынке место начала поступать белорусская продукция, конкурентоспособность которой оказалась выше российской.
Ежегодный дефицит молока на России составляет 8 млн. т, сообщил недавно глава Минсельхоза Александр Ткачев. “Чтобы закрыть эту проблему, нам придется работать в течение пяти-семи лет. Молоко – это не просто продукт питания, это стратегический продукт питания”, – отметил министр. По его словам, поддержка отрасли в 2016 г. будет увеличена в два раза по сравнению с предыдущим годом – почти до 30 млрд. руб.
В комментарии для “НИ” генеральный директор Petrova Five Consulting, эксперт молочного рынка Марина Петрова заметила, что в последние годы производство молока никогда не падало ниже уровня в 30 млн. т. “Если же подобное случится, это будет означать, что россияне станут потреблять менее 210 литров на человека в год, что значительно ниже нормы в 340 литров, рекомендованной Минздравом”, – пояснила собеседница.
Она констатировала, что ситуация в отрасли сложная – инвестиции в нее не поступают, продолжается сокращение производства крупного рогатого скота, на низком уровне остается доля товарного молока, которое идет в промышленную переработку. “Накопился клубок проблем, а четкая программа господдержки отсутствует. Выправить положение может, в первую очередь, создание единой долгосрочной программы развития молочной и смежных отраслей – растениеводства, производства оборудования для сельского хозяйства. Нужно снизить ставки по кредитам для сельхозпроизводителей, нужны механизмы, которые повысят инвестиционную привлекательность отрасли”, – полагает Петрова. (РБК/ Пищепром Украины и мира)