В сентябре супермаркет Good Wine второй раз за год провёл “фермерский рынок” – презентацию продукции локальных производителей питания премиум-класса. Как выяснилось, украинские компании и фермеры научились производить продукты, которые ранее были представлены в Украине заграничными брендами. Например, основатель ТМ “Чумак” Йохан Боден сейчас занят проектом по выращиванию спаржи. На “Доооброй ферме” киевского предпринимателя Тараса Ложенко делают выдержанные сыры по французской технологии, сообщает Фокус в статье “Кризис в помощь. 5 бизнесов, которые развиваются в кризис”.
О причинах, по которым супермаркет решил заняться продвижением отечественных брендов, догадаться несложно. Во-первых, это патриотично. Во-вторых, позволяет поднять просевшие в результате кризиса розничные продажи. Дорогая валюта и 10-процентный налог на импорт продуктов питания заставил торговые сети искать замену подорожавшей в разы импортной продукции. Ранее это было невыгодно, так как за счёт объёмов крупные поставщики давали цены, сопоставимые с предложением отечественных производителей. Кроме того, у импортёров были хорошие рекламные бюджеты, в то время как украинские производители не имели возможности вкладывать средства в продвижение своей продукции.
Тренд импортозамещения прослеживается и в смежных секторах. Элитные мясные рестораны стали в этом году присматриваться к мясу для стейков украинского производства. Заведения, которые ранее принципиально использовали лишь мясо из Аргентины и США, начали переходить на продукцию Казатинского мясокомбината и харьковского производителя “Мистер стейк”. “Если взять такой фактор, как бюджет, то здесь победа за отечественным производителем, а именно – вполне приемлемое мясо по разумной цене”, – поясняет тренд кулинарный эксперт Сергей Костюков.
Данные Госстата подтверждают: доля импортных продуктов питания в Украине падает. В январе – августе текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объёмы импорта сократились на 47%, с $1,8 млрд. до $984 млн. А по отдельным позициям падение и вовсе достигло 70%. К примеру, импорт овощей снизился с $43 млн. до $13 млн., а муки и мучных изделий – с $6,5 млн. до $2,2 млн.
Украинские производители учатся замещать не только продукцию нижнего и среднего ценовых сегментов, но и товары премиум-класса. Так, кондитерская фабрика “Ярыч” в этом году решила вывести на украинский рынок французское печенье Petit Beurre. Изначально этот продукт компания планировала продавать исключительно в страны Европы. А большинство отечественных сыроварен наладили выпуск дорогих сортов сыра – пармезана, бри, камамбер и др., которые до резкой девальвации гривны преимущественно завозились в Украину.
Похожая ситуация на рынке одежды и обуви. За последние два года в стране появилось несколько десятков одёжных брендов, которые ранее не могли бы конкурировать с импортными марками из-за отсутствия маркетинговых бюджетов. Благодаря подорожанию импорта продукция украинских дизайнеров постепенно завоёвывает место и в престижных бутиках. (All Retail/ Пищепром Украины и мира)