Запрет на ввоз продуктов из Евросоюза в Россию, по мысли российских чиновников, должен был привести к огромным убыткам европейских фермеров и к резкому увеличению спроса на российские товары. Спустя более чем год после введения антисанкций стало очевидно, что оба тезиса оказались ошибочными. К такому выводу пришли экономист Евгений Гонтмахер и политолог Эрнест Выцишкевич, сравнив ситуацию на продуктовых рынках России и Польши.
Сразу после введения антисанкций считалось, что именно Польша пострадает от них едва ли не больше всего – местные фермеры поставляли на российский рынок яблоки, груши, свинину, сыр и другие продукты. Действительно, некоторые польские фермеры оказались на грани банкротства. И все же статистика показывает, что влияние антисанкций было крайне ограниченным. Более того, Польше удалось нарастить объемы сельскохозяйственного экспорта в 2014 году на 7,1%, в первой половине 2015-го – на 6,4%. В большинстве своем местные фермеры приспособились к новым экономическим условиям и быстро нашли, куда сбывать товары.
Все это привело к тому, что во время недавней предвыборной кампании в Польше ни одна серьезная политическая сила не предлагала смягчить позицию по отношению к России, чтобы отменить антисанкции. Между тем, в России эмбарго привело к резкому (более чем на 10 процентов) росту цен на многие продукты, в том числе и те, которые не попали под санкции. Кроме того, выяснилось, что российский потребитель (не важно, домохозяйство или государство) по-прежнему предпочитает импорт, даже несмотря на то, что он подорожал. (Meduza/ Пищепром Украины и мира)