По данным Национального агентства вина, в период январь-сентябрь 2015 г. стоимость вина, экспортированного из Грузии в 41 страну мира, составляет $65 млн., что на 50% меньше по сравнению с данными того же периода 2014 г. Количество экспортированных бутылок (0,75 л) составляет 24 млн. Снижение экспорта связано с экономическим кризисом на крупнейших рынках Грузии, в России и Украине, из-за чего перегрузки вина в эти страны снизились на 60%.
Несмотря на сокращение экспорта, Россия остается главным рынком грузинского вина. Первая пятерка по экспорту вина выглядит следующим образом:
Россия – 12508086 бутылок (0,75 л)
Казахстан – 3442296 бутылок (0,75 л)
Украина – 2149471 бутылка (0,75 л)
Китай – 1517843 бутылки (0,75 л)
Польша – 1112118 бутылок (0,75 л)
Несмотря на общее сокращение, на некоторых рынках зафиксировано увеличение поставок. Экспорт грузинского вина в Китай увеличился на 90% и составил 1517843 бутылки. Также существенное увеличение в США, на 39%, 181937 бутылок, и в Канаде на 69%, с 135012 бутылками вина. В Китае культура потребления вина пока новая, и у местных потребителей еще не сформировалась лояльность к вину какой-либо страны, это дает перспективу грузинскому вину, что выражается в значительном росте экспорта. Однако пока главным рынком грузинского вина по-прежнему остается Россия, а из-за экономического кризиса в России снизилось потребление алкогольных напитков.
На крупных рынках вина не заметна такая тенденция быстрого роста. Среди них Польша, где рост +1% (1112118 бутылок), Латвия +8% (831906 бутылок). В текущем году правительство потратило свыше 10 млн. лари на маркетинг вина. По заявлению министра сельского хозяйства Отара Данелия, было бы лучше, если бы в контексте маркетинга активизировались и сами винные компании.
По данным Калифорнийского института вина, Грузия является 24-м крупным производителем вина после Мексики, и она занимает 0,3% мирового рынка. Согласно тому же исследованию, крупнейшим рынком вина являются США, однако этот рынок насыщен местным вином. Между тем, в Китае размер рынка ежегодно растет, что делает его привлекательным. (АПК-Информ/ Пищепром Украины и мира)