Латвийская федерация пищевых предприятий (ЛФПП) категорически возражает против предложения Министерства здравоохранения (МЗ) повысить акцизный налог для некоторых групп продуктов питания и безалкогольных напитков. Повышать налоги для пищевой отрасли, которая в настоящее время очень серьезно страдает от российских санкций и сталкивается с огромной конкуренцией, чтобы завоевать другие рынки, – это значит   загонять эту отрасль в еще большую яму, считает ЛФПП.

“Мы, конечно, поддерживаем заботу МЗ о здоровье общества, однако должно быть также какое-то понимание нынешнего состояния экономики страны в целом и что повышение отдельных налогов может повлиять на ведущую отрасль Латвии, которая переживает сегодня не самые легкие времена. Чиновники МЗ в очередной раз лишь математически подсчитали, сколько они могли бы теоретически собрать денег в результате повышения налога, но забыли подсчитать также убытки и налоги, которые не будут собраны в будущем. Непонятно, на каком основании МЗ ставит под сомнение компетенцию правительства, ведь в 2013 г. Кабинет министров уже отклонил поправки о повышении акцизного налога как неадекватные и нереализуемые”, – подчеркивает председатель совета ЛФПП Инара Шуре.

По подсчетам ЛФПП, повышение акцизного налога для отдельных групп пищевых продуктов и безалкогольных напитков причинило бы среднему предприятию отрасли убытков на сумму от 10 тыс. до полумиллиона евро в год, и такие перемены означали бы, что соответствующая продукция на полках магазинов подорожала бы. “В настоящее время мы видим гораздо больше рисков и неотвеченных вопросов, чем виртуально подсчитанных выгод от повышения акциза”, – говорит И. Шуре.

Для введения и администрирования новых налогов необходимы дополнительные финансовые средства, администрирование и контроль будут сложными, так как нельзя убедиться в уплате акцизного налога. “Сколько дополнительных финансовых и человеческих ресурсов это потребует от Службы государственных доходов и Продовольственно-ветеринарной службы? Как будет обеспечиваться контроль производителей импортной продукции и сколько дополнительных ресурсов это потребует? К тому же существует еще и риск повышения нелегального оборота упомянутых продуктов”, – предупреждает председатель совета ЛФПП.

МЗ проинформировано об опыте других стран, который не благоприятствует планам министерства. В частности, повышение налога для какой-либо группы продуктов питания автоматически означает снижение их потребления. Сравнительно недавно прогрессивное решение приняла Дания, уменьшив наполовину ставку акцизного налога на безалкогольные напитки в середине 2013 года и отказавшись от него совсем в 2014 году. Это произошло потому, что было выяснено: применение налога не достигло никаких социальных целей или целей в сфере здоровья, однако негативно повлияло на число рабочих мест в отрасли и экономическую ситуацию в целом. Акцизного налога на безалкогольные напитки нет ни в Эстонии, ни в Литве.

“Эти дискуссии о “здоровой” и “нездоровой” пище столь эмоциональны, что забывается одна существенная вещь – вклад производителей продуктов питания в латвийскую экономику, развитие экспорта, смежные отрасли. Это рабочие места для тысяч жителей Латвии, налоги в госбюджет, упорядоченная инфраструктура и окружающая среда, поддержка спорта, культуры и развлечений”, – говорит И. Шуре, напоминая, что в Европейском Союзе вовсе не определено, что такое “здоровая”, а что – “нездоровая” пища.

Несмотря на различные меры и инициативы, которые могли бы быть приняты для улучшения здоровья общества, начинать нужно с основ. А именно, с семьи и школы, в учебной программе которой уже несколько лет отсутствует такой предмет, как здоровье, в рамках которого можно было бы рассказывать о здоровом питании и спортивном образе жизни уже с детства. Отдельные секторы продовольственной отрасли уже проявили инициативу и готовы поддержать возобновление преподавания такого предмета в школах. (rus.db.lv/ Пищепром Украины и мира)

Добавить комментарий