Производитель органических молочных продуктов Organic Milk – компания замкнутого цикла. Компания самостоятельно выращивает корма, развивает молочные фермы и производит готовую молочную продукцию. Все этапы производства сертифицированы согласно Регламенту Евросоюза по органическому производству. О том, как работается в Украине производителям органической молочной продукции, рассказала директор компании Organic Milk Елена Стритович.
– Как вы начинали развивать свой бизнес? Сложно ли выйти на рынок органической продукции?
– Начинать было сложно. Нужно понимать, что ведение органического земледелия и животноводства отличается от классического способа. Во-первых, инвестиционные затраты на порядок выше. Во-вторых, способ содержания животных и методы земледелия отличаются. Все процессы более трудозатратные и дорогостоящие. На фермах у коров всегда должен быть доступ к еде, все корма – натуральные и выращенные на наших полях. Мы не используем минеральные удобрения, наша урожайность в 3-5 раз меньше.
Строительство перерабатывающего завода мы начали в августе 2013 г. на базе Барановского хлебозавода. Уже в мае 2014 г. мы пустили производство. Стартовали с производства молока, ряженки, кефира и сметаны. На сегодняшний день мы расширили линейку продукции – также производим творог, масло, твердые сыры.
– Сколько вы инвестировали в постройку перерабатывающего завода и фермы?
– В строительство перерабатывающего завода, закупку оборудования и его пуск мы инвестировали 30 млн. грн. Дополнительные финансовые ресурсы в работу предприятия составили 3 млн. грн.
Что касается ферм, то тут вложения были на порядок выше – 100 млн. грн. Сама земля требовала долгой подготовки. Сначала она должны была пройти переходный период в три года. Вокруг наших земель необходимо было создать буферную зону, которая подвергается минимальной химической обработке. Только потом можно было получить сертификат, подтверждающий статут этих земель как органических.
– Сколько ферм у вас на сегодня?
– Мы владеем тремя фермами на расстоянии 30 км от переработки. Каждый день мы производим около 25 т молока. Молочное стадо составляет 1,5 тыс. коров, всего на фермах живет 3 тыс. коров и телят.
– Какой объем молока перерабатываете за день на заводе?
– Завод работает на 50%, и сейчас мы перерабатываем 14 т молока за сутки. Общая перерабатывающая мощность завода – 30 т/сутки.
– Все произведенное фермами молочное сырье идет на переработку, или вы продаете его также другим компаниям?
– Все молоко, которое у нас остается (около 11 т), мы продаем компании по производству мороженого “Рудь”.
– Наверное, в органическом бизнесе возникают сложности не только при производстве, но и при реализации продукции. С какими ритейлерами работаете?
– Мы работаем со многими крупными ритейлерами Украины – это “Ашан”, “Караван”, сети “Фоззи групп”, “Фуршет”, Good Wine и “Эко-маркет”. Мы работаем над расширением регионов покрытия. Сейчас выходим на рынок Одессы и Львова. Срок хранения нашей продукции меньше, чем у обычных производителей молочки, – 2 недели, но проблем с ритейлерами нет. Продукция хорошо продается, сложностей с возвратам не существует.
– Рассматриваете ли перспективы экспорта продукции?
– Если мы говорим о готовой молочной продукции, то на данный момент мы ориентированы на внутренний рынок. У нас также есть предложения выхода на рынок ОАЭ и Германии, но мы пока думаем. Что качается сырья, то мы уже занимаемся экспортом. Мы экспортируем зерно (пшеницу, ячмень, просо, рожь) в Швейцарию. Все зерно предварительно проверялось швейцарской стороной – они приезжали к нам, делали анализ грунтов, следили за хранением зерна. Пшеницы мы вывозим около 5 тыс. т в год, она идет на выпекание органического хлеба.
– Кроме производства молока, планируете ли выходить на новые рынки?
– У нас в планах заняться переработкой свинины и телятины. Сейчас мы занимаемся постройкой цехов по переработке мяса. Это будут как готовые мясные изделия (сосиски, колбасы), так и мясо. Первые инвестиции в проект составили 10 млн. грн. Мы планируем перерабатывать 1 т мяса в день.
Также у нас есть собственная пасека, на которой мы производим мед.
– Как кризисная ситуация в стране повлияла на развитие вашего бизнеса?
– Согласно изначальному бизнес-плану, инвестиции должны были окупиться за три года. Но принимая во внимание кризисную ситуацию в стране и то, что рынок органических продуктов в Украине не развит, я думаю, что реальные сроки окупаемости пущенного проекта увеличатся на несколько лет. Но даже в таких условиях финансовые показатели говорят о том, что органика – это прибыльный бизнес, и нам пока не нужны дополнительные инвестиции.
– Во сколько оцениваете долю компании на органическом молочном рынке?
– Статистики по органическому рынку молока нет, даже данных по рынку нет, нам нет от чего отталкиваться в своих расчетах. Рынок только недавно начал развиваться. Кроме нас, промышленным производством органического молока и молочных продуктов занимается компания “ЭтноПродукт”, они на рынке представлены дольше, но объемы производства у них меньше наших. (delo.ua/Пищепром Украины и мира)