Продолжающееся сокращение легального рынка водки в России бьет по позициям отечественных брендов. В глобальном рейтинге Impact продукция российских компаний уже третий год оказывается за пределами первой пятерки, демонстрируя двузначное падение продаж. Растут только международные бренды холдинга Roust Рустама Тарико – “Русский стандарт” и Zubrowka, хотя еще в 2011 г. принадлежащая ему “Зеленая марка” входила в тройку самых продаваемых в мире водок.
Очередной ежегодный рейтинг топ-100 мировых брендов крепкого алкоголя журнала Impact показал, что в 2014 г., как и много лет подряд, безусловным лидером среди водок остается марка Smirnoff (производитель Diageo) – ее продажи составили 23 млн. дал (столько же было продано в 2013 г.). С большим отрывом от нее, но стабильно удерживая вторую строчку рейтинга, следует Absolut (Pernod Ricard) – его продажи снизились на 3,3%, до 10 млн. дал.
Российских брендов уже третий год подряд нет в пятерке самых продаваемых водок: впереди украинские марки “Хлебный дар”, Nemiroff и “Хортица”. Причиной этого является стремительное сокращение легального рынка в России. В 2013 г. производство водки по данным Росстата снизилось на 12,3%, до 85,7 млн. дал, а в 2014-м – на рекордные 22,3%, до 66,6 млн. дал. Участники рынка объясняют это слишком высокими акцизами – с 2014 г. производители платят 500 руб. за литр безводного спирта, тогда как в первом полугодии 2012 г. акциз был 254 руб.
Самой продаваемой отечественной водкой в 2014 г. стала “Пять озер” Алкогольной сибирской группы (АСГ) – марка заняла 6-е место рейтинга с объемом продаж 5 млн. дал. На фоне остального рынка ее продажи упали не так существенно – на 13,6% к уровню 2013 г. Этому, по словам директора по маркетингу АСГ Елены Столбовских, способствовало, в частности, усиление работы с каналом традиционной розницы (несетевые магазины) и увеличение уровня дистрибуции до максимально возможного во всех регионах. “Мы намерены не терять лидерства и в 2015 г., каким бы он ни оказался сложным для водочного рынка и экономики в целом”, – заявила госпожа Столбовских.
Крупнейшая по объемам марка компании “Синергия” – водка “Беленькая” – заняла в рейтинге Impact 8-е место: ее продажи составили 4,2 млн. дал, потеряв 22,2% к 2013 г. Председатель правления “Синергии” Александр Мечетин отмечает, что значительное снижение сбыта “Беленькой” в России в 2014 г. не смог компенсировать рост продаж марки на экспортных рынках, прежде всего в странах СНГ. “”Беленькая” относится к среднеценовому сегменту, а именно он больше всего пострадал в прошлом году из-за роста розничных цен, что привело к снижению доступности продукции для потребителей”, – объясняет Мечетин. Общие отгрузки алкоголя “Синергии” в прошлом году упали на 12%.
Принадлежащая холдингу Roust Рустама Тарико “Зеленая марка”, которая еще в 2011 г. (в то время брендом владела польская Central European Distribution Corporation, которая была приобретена господином Тарико в 2013 г.) занимала 3-е место среди мировых водочных брендов с объемом продаж 8,9 млн. дал, в 2014 г. опустилась уже на 10-ю строчку с продажами 3,8 млн. дал, что на 27,6% ниже уровня 2013 г. Рост при этом показали международные бренды Roust: продажи премиального “Русского стандарта” выросли на 3,3%, до 2,8 млн. дал (17-е место рейтинга), а производимой в Польше водки Zubrowka (в России не продается) – на 29,5%, до 4,7 млн. дал, что обеспечило ей 7-ю строчку рейтинга. В пресс-службе Roust отметили, что суммарные экспортные продажи водочных брендов компании – “Русского стандарта”, “Зеленой марки”, “Парламента” и Zubrowka – в 2014 г. выросли на 15%. Наиболее существенный рост был отмечен в Великобритании – он составил 30% (было продано около 1 млн. дал продукции, а доля Roust на водочном рынке страны составила 13%) и в Германии – 40% (около 0,5 млн. дал, доля рынка составила 5%). Также компания впервые стала лидером в Польше, где у нее, как и в России, есть собственное производство: в этой стране доля Roust в продажах водки составила 34%. (Коммерсант/Пищепром Украины и мира)