Предприниматели отмечают, что из-за девальвации рубля на казахстанский рынок хлынула дешевая российская продукция. Супермаркетам продавать ее выгоднее, поскольку маржинальность российского товара высока, то казахстанскую продукцию попросту стали меньше продавать.
Как рассказал Олжас Каржауов, алматинская Палата предпринимателей, исполняя февральское поручения президента Нурсултана Назарбаев о внедрении акции “Сделано в Казахстане”, начала переговоры с руководителями местных сетей супермаркетов – Magnum, “Рамстор”, “МЕТРО”, “Арзан”, “Свеже-Маркет”, BestStore и др. Ретейлеров просят бесплатно выделить полки для товаров казахстанских производителей, которых только в Алматы палата насчитала 345.
– С сетью Magnum мы уже достигли договоренности и скоро должны подписать соглашение, – говорит Каржауов. – Там ценники на казахстанские товары будут выделены синим цветом. Переговоры с другими магазинами планируем завершить в первой декаде апреля. Скажу честно: многие магазины неохотно идут на это, поскольку обычно за размещение на полках получают деньги, а мы хотим бесплатно. Нам приходится их уговаривать. Но если они готовы поддержать товаропроизводителей, мы тоже в долгу не останемся. Мы готовы помочь им получить льготные кредиты под 6% (а сейчас, вы знаете, банки кредитуют минимум под 20%). Можем посодействовать в участии в госпрограммах, получении разрешительных документов, сертификатов – всё это мы сделаем бесплатно.
По словам Олжаса Каржауова, соглашение с супермаркетами подписывается до конца 2015 г. В нем сказано, что казахстанский товар размещается на полках на равных условиях с импортным. Правда, документ этот является по сути джентльменским соглашением, за нарушение или досрочное расторжение которого никто ответственность нести не будет. Замдиректора Палаты предпринимателей Алматы рассчитывает, что заявки на размещение в супермаркетах подадут не менее 40 компаний. Сейчас уже изъявили желание продавать свой товар производители масла, кондитерских изделий, колготок, соков и товаров из пластика.
– А еще к нам поступило 50 писем от казахстанских предприятий, – рассказывает Каржауов. – Они инициируют разработку и принятие законопроекта, который обязал бы магазины выставлять отечественный товар, как это сделано, например, в Беларуси. В августе 2014 г. Министерство торговли этой страны своим постановлением сформировало для белорусских магазинов обязательные ассортиментные перечни товаров для продажи. К примеру, средний по размеру супермаркет торговой площадью от 1 тыс. до 2,5 тыс. кв. м должен представить покупателям не менее 10 наименований белорусского молока, 20 – твердых сыров, пельменей, вареных колбасных изделий и майонезов, по 30 – йогуртов и мороженого, 80 – шоколада, 100 – мучных кондитерских изделий, 120 – конфет, 150 – соковой продукции, 30 – ликеро-водочных товаров, 80 – пива, 20 – виноградных вин.
Кстати, в Северо-Казахстанской области акцию “Сделано в Казахстане” поддержали практически все торговые центры. Об этом 5 марта сообщил Казинформ. Аким области Ерик Султанов в ходе своей рабочей поездки по областному центру убедился, что продукция отечественных товаропроизводителей – это основной ассортимент товаров на прилавках супермаркетов Петропавловска, передает агентство. (forbes.kzПищепром Украины и мира)